TamBY.info

 

   

Церковный календарь.
Март 2024 года



Православные праздники, дни памяти в марте:

 

7 марта
(23 февраля по старому стилю):


 

Обретение мощей блаженной старицы Матроны (1998)

 

 

Блаженная Матрона родилась в 1885 году в селе Себино Тульской области в бедной семье Димитрия и Наталии Никоновых. От рождения Матрона была не просто слепой, у нее совсем не было глаз, но Господь даровал ей духовное зрение. С ранних лет блаженной Матроне были ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К избе Никоновых, к слепой девочке шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги.

Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее кормилицей. В 1925 году Матрона перебралась в Москву, прожила в ней до конца своих дней. Живя около трех десятилетий в Москве, она совершала то духовно - молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению. Помощь, которую подавала Матрона болящим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, и прочими колдовскими действиями, но имела истинно христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону, так ненавидели всевозможные колдуны, об этом свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни. Прежде всего Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивали у Господа чудесную помощь недугующим.

Когда началась война, блаженная просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Ее ближние вспоминали, что пальцы ее были в ранках. Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для ее духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам. В день Матронушка принимала до сорока человек.

Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерениями. Иные видели в матушке народную целительницу, которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к ее спасительным Таинствам. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала.
Молитвы матушка читала всегда громко. Она подчеркивала, что помогает не сама, а Бог по ее молитвам: "Что, Матронушка - Бог, что ли? Бог помогает!" Исцеляя недужных, матушка требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. Так, одну посетительницу она спрашивает, верует ли она, что Господь силен ее исцелить. Другой, заболевшей падучей болезнью, велит не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Живущих в гражданском браке она благословляет обязательно венчаться в Церкви. Всем обязательно носить нательный крест.

Матронушка часто говорила "Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит". 2 мая 1952 года она почила.

Перед своей кончиной блаженная Матрона сказала: "Все, все приходите ко мне рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам".

8 марта (23 февраля по ст. ст.) 1998 года, в Неделю Торжества Православия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, на Даниловском кладбище г. Москвы были обретены честные останки блаженной Матроны. После заупокойной литии, совершенной в храме в честь сошествия Святого Духа, гроб с честными останками старицы Матроны был доставлен в Данилов монастырь и помещен в надвратном храме во имя преподобного Симеона Столпника. 30 апреля 1998 года было совершено перенесение честных останков в храм Святых отцов семи Вселенских Соборов, а 1 мая – в Свято-Покровский женский монастырь. С этого момента началось паломничество в обитель тысяч верующих людей, чтущих святую память праведной старицы Матроны – Матронушки, как ласково называли ее в народе. Сюда приходили и приходят сотни писем с просьбой помолиться блаженной, некоторые из них адресованы ей самой. Сестрами обители была заведена особая книга, куда тщательно заносились случаи чудесного заступления, оказанного верующим по молитвам блаженной Матроны. Его свидетельницами не раз становились насельницы Покровского монастыря, твердо верящие, что именно блаженная Матронушка помогает им в восстановлении обители.

Отпевание и погребение блаженной Матроны были началом ее прославления в народе как угодницы Божией. "После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет: - предсказывала блаженная Матрона. - Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу". Еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. "Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого". День памяти блаженной Матроны 2 мая (19 апреля ст. ст.).



Священномученика Поликарпа, епископа Смирнского (167)

 


Святитель Поликарп, епископ Смирнский, родился около 80 г., жил в Малой Азии, в г. Смирне. Рано оставшись сиротой, он был воспитан, по указанию Ангела, благочестивой вдовой Каллистой. После смерти нареченной матери Поликарп раздал свое имение и стал вести целомудренную жизнь, служа больным и немощным. Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Смирнский Вукол (память 6 февраля ст.ст.). Он посвятил Поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие.


В то время был жив святой апостол Иоанн Богослов. Святой Поликарп был особенно близок к святому Иоанну Богослову, которого сопровождал в его апостольских путешествиях. Святитель Вукол рукоположил святого Поликарпа во пресвитера, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. Когда совершалось посвящение святого Поликарпа во епископы, ему явился Господь Иисус Христос. Святитель Поликарп с апостольской ревностью руководил своей паствой. Пользовался он большой любовью и среди священства. С большой теплотой относился к нему святой Игнатий Богоносец. Отправляясь в Рим, где его ожидала казнь (он был растерзан дикими зверями) он писал святому Поликарпу: "Как кормчим нужны ветры или обуреваемому - пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога".


На Римский престол вступил император Марк Аврелий (161-180), на христиан было воздвигнуто одно из жесточайших гонений. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа - "отца всех христиан" и "совратителя всей Азии". В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от Смирны. Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу. Его страдания и смерть описаны в "Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквам" - одном из самых древних памятников христианской письменности. Будучи приведен на суд, святитель Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев стала требовать, чтоб он был убит мечом. Когда святому Поликарпу нанесли рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело священномученика Поликарпа сожгли. Смирнские христиане с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память.


Сохранился рассказ о святом Поликарпе его ученика, святого Иринея Лионского, который приводит Евсевий в "Церковной Истории" (V, 20): "Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа, - обращается святой Ириней к своему другу Флорину. - ...Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, - мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, - то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах... По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца... Итак, могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: "Боже Благий! До какого времени Ты допустил меня дожить".


При жизни святитель Поликарп написал несколько Посланий к пастве и писем к разным лицам. До нашего времени дошло его Послание к Филиппийцам, которое, по сообщению Блаженного Иеронима, читалось в Малоазийских церквах за Богослужением. Оно было написано святителем в ответ на просьбу Филиппийцев прислать им сохранившиеся у святителя Поликарпа письма священномученика Игнатия Богоносца.



Преподобного Поликарпа Брянского (1620-1621)


Преподобный Поликарп Брянский, как предполагают, в миру был князем Петром Ивановичем Борятинским, потомком святого Михаила, князя Черниговского (память 20 сентября). Это предположение выдвинуто из-за участия Борятинских в судьбе Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Время жизни его относят к ХVI в. Имя князя Петра Борятинского нередко встречается в актах ХVI в. Так он в числе других был отправлен на реку Сестру воевать против шведского короля. В 1576 г. он был назначен воеводою в Тулу. В 1580 г. Борятинский, поставленный воеводою в Холму, был пленен литовцами вместе с осадным головою Паниным. По возвращении из плена при Борисе Годунове, Борятинский подвергся опале. В 1591 г. он был назначен воеводою в Тюмень, а через несколько лет оставил мир, удалился в Брянск и принял постриг с именем Поликарп. Преподобный на свои средства устроил обитель в честь Преображения Господня и проводил в ней строгую подвижническую жизнь. Святой Поликарп был первым настоятелем этой обители. Там он скончался в 1620 или 1621 г. и был погребен.


 

Преподобного Моисея Белозерского


Преподобный Моисей Белозерский был подвижником Троицкого монастыря на Белоозере в конце ХV - начале ХVI в. Троицкий Устьшеханский монастырь, в котором подвизался преподобный Моисей, перенесен им с устья р. Шексны на посад Белозерска около 1480 г. О преподобном Моисее известно, что он отличался даром прозорливости.



Преподобного Александра монаха, первоначальника обители "Неусыпающих" (ок. 430)


Преподобный Александр, первоначальник обители "Неусыпающих", родился в Азии и получил образование в Константинополе. Он состоял некоторое время на военной службе, однако, чувствуя призвание к иному служению, оставил мир и принял пострижение в одной из пустынных обителей близ Антиохии под руководством игумена Илии. Восходя из меры в меру по ступеням иноческих подвигов, он получил благословение игумена на пустынножительство. Подвизался преподобный в пустыне, наедине со Святым Евангелием, единственным, что он взял с собой. Затем Господь призвал его на проповедь язычникам. Он обратил к вере местного градоначальника Раввулу, который преуспевал впоследствии в церковном служении, был удостоен святительского сана и целых 30 лет управлял епископской кафедрой в городе Едессе.


Наконец, преподобный Александр поселился невдалеке от реки Евфрат. Иноки собирались вокруг него, привлекаемые высотой его молитвенного подвига и духовной опытностью. Возник монастырь, насчитывавший до 400 монахов. Тогда святой игумен в своей молитвенной ревности решил устроить в обители ни днем, ни ночью не прекращающееся славословие Господу. Три года преподобный авва молился, чтобы Бог открыл ему, угодно ли Ему будет установление такого монастырского правила. И, по откровению Божию, ввел в обители следующий порядок: все иноки были разделены им на 24 молитвенные стражи. Каждый час сменяясь, день и ночь они пели на два лика святые псалмы, за исключением часов, когда в церкви совершалось Богослужение. Отсюда и пошло наименование "обители неусыпающих", потому что неусыпное пение возносилось подвижниками Богу.


Двадцать лет правил преподобный Александр монастырем на Евфрате. Затем, оставив игуменом своего ученика, опытного старца Трофима, отправился с избранной братией по городам, пограничным с Персией, с проповедью Евангелия и обращения к духовной жизни. Дойдя до Константинополя, столицы Византийской империи, он и здесь основал обитель с излюбленным им уставом "неусыпающих". Скончался преподобный авва в глубокой старости после пятидесяти лет непрестанных иноческих подвигов. Датой его преставления называют 430 год.



Сщмчч. Алексия, Николая, Михаила пресвитеров и мч. Сергия (1938).
Новосщмч. прот. Николая Дмитрова.
Прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских (V).

Прп. Горгонии, сестры свт. Григория Богослова (Греч.).
Прп. Дамиана Есфигменского (Греч.).
Новомч. Дамиана, инока Афонского (1658) (Греч.).
Св. Иоанна, жнеца Стилосского в Калабрии (XI).
Прп. Космы Зографского (1281).
Мч. Лазаря Нового. Пелопонесского (1618).
Св. Назария игумена Валаамского (1809).
Св. Милдбурги игумении Мух-Венлокской.
Мч. Климента (Греч.).
Мц. Феи (Греч.). 


<< 6 марта | 8 марта >>



Календарь на март 2024 г.


Воздержание от пищи

Горячая пища с растительного маслом

Горячая пища без растительного масла

Пища без мяса

Холодная пища без растительного масла, неподогретое питьё

Рыба, горячая пища с растительным маслом

2024 г.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь



Православные праздники и посты в 2024 году


5 мая 2024 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха)



Церковные многодневные посты

18 марта - 4 мая 2024 г.
Великий пост

 

1 - 11 июля 2024 г.
Петров (Апостольский) пост

14 - 27 августа 2024 г.
Успенский пост

28 ноября 2024 г. - 6 января 2025 г.
Рождественский пост



Церковные однодневные посты

среда и пятница всего года,

за исключением сплошных седмиц и Святок

18 января
Крещенский сочельник

11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи

27 сентября
Воздвижение Креста Господня


Сплошные седмицы

7-18 января -
Святки

26 февраля -2 марта 2024 г.-
Мытаря и фарисея

11-17 марта 2024 г. -
Сырная (Масленица)

6-11 мая 2024 г. -
Пасхальная (Светлая)

24-29 июня 2024 г. -
Троицкая


 

Дни особого поминовения усопших
9 марта 2024 г. -
Вселенская родительская суббота

30 марта, 6 и 13 апреля 2024 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста

14 мая 2024 г. -
Радоница

9 мая -
Поминовение усопших воинов

22 июня 2024 г. -
Суббота Троицкая

2 ноября 2024 г. -
Суббота Димитриевская



© 2008-2024 | Tamby.info | Обратная связь