TamBY.info
|
Церковный календарь. |
|
|
Православные праздники, дни памяти в мае: |
Святителя Кирилла, епископа Туровского (1183)
Святитель Кирилл, епископ Туровский, родился в 30-х годах
ХII века в городе Турове на реке Припяти у богатых родителей.
С малых лет святой Кирилл с усердием читал Священные Книги и
достиг глубокого понимания их. Он учился не только у
русских, но и у греков. В зрелом возрасте святой Кирилл
отказался от наследства и принял постриг в Туровском
Борисоглебском монастыре. Он много подвизался в посте и
молитве и учил иноков полному послушанию игумену: инок,
который не находится в послушании у игумена, не исполняет
своего обета и потому не может спастись.
Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой
жизни, одно из которых - "Сказание о черноризском чине от
Ветхого Закона и от Нового" - может быть отнесено ко времени
пребывания его в монастыре.
Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор на
столп, где еще более усилил подвиги и "многа Божественна
Писания изложи". Многие обращались к нему за советом в
духовной жизни.
Святость жизни и высокая просвещенность святого Кирилла
обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на
Туровскую кафедру. В 1169 году святитель Кирилл принимал
участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял
Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от
Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора
и составил много посланий к святому князю Андрею
Боголюбскому (память 4 июля), в которых поучал его и
наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле.
По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (до
1182 года, под которым упоминается уже епископ Туровский
Лаврентий) и полностью посвятил себя писанию духовных
сочинений. Он составил, вероятно, слова на весь годичный
круг Господских праздников, но не все они сохранились.
Поучения святителя Кирилла помещались в сборниках наряду с
древними святоотеческими творениями.
Наиболее полное собрание сочинений святителя Кирилла
Туровского, изданное Туровским епископом Евгением в 1880
году включает:
1) Слово в Неделю Цветоносную, от сказания Евангельского;
2) Слово на Святую Пасху в светоносный день Воскресения
Христова, от пророческих сказаний;
3) Слово в новую Неделю по Пасце, о поновлении Воскресения,
и о артосе, и о Фомине испытании ребр Господних;
4) Слово о снятии тела Христова и о мироносицех, от сказания
Евангельского, и похвала Иосифа в неделю 3-ю по Пасхе;
5) Слово о расслабленном от Бытия и от сказания
Евангельского, в Неделю 4-ю по Пасце;
6) Слово о слепце и о зависти жидов, от сказания
Евангельского, в Неделю 5-ю по Пасце:
7) Слово на Вознесение Господне, в четверток 6-й Недели по
Пасце, от пророческих указаний и о воскрешении всеродна
Адама из ада;
8) Слово на святых отец 318, от Святых Книг, указание о
Христе, Сыне Божием, и похвала отцем святого Никейского
Собора, в Неделю прежде Пентикостии;
9) Притча о слепом и хромом;
10) Притча о человечестей душе, и о телеси, и преступлении
Божиих заповедей, и о воскресении тела человека, и о будущем
суде, и о муке;
11) Сказания о черноризьчьстем чину, от Ветхого Завета и
Нового, оного образ носяща, а сего делы свершающа;
12) Повесть к Василию игумену: притча о белоризце человеце,
и о монашестве, и о души, и о покаянии;
13) Послание некоего старца к Богоблаженному Василию
архимандриту о схиме;
14) четыре молитвы на день воскресный (после утрени, часов и
2 после вечерни);
15) четыре молитвы на понедельник;
16) четыре молитвы на вторник;
17) пять молитв на среду (после утрени, часов и - 3 после
вечерни);
18) три молитвы на четверг (после утрени, часов, вечерни);
19) четыре молитвы на пятницу (после утрени часов и 2 после
вечерни);
20) шесть молитв на субботу (2 после утрени, 1 после часов и
3 после вечерни);
21) канон молебный;
22) исповедание и поминовение.
Впоследствии было открыто "Слово на Просвещение Господа
нашего Иисуса Христа". Известно, что святитель составил
также "Канон великий о покаянии ко Господу по главам
азбуки". Как богослов святитель Кирилл Туровский свою задачу
усматривал в том, чтобы вскрыть истинный, сокровенный смысл
того или иного текста Священного Писания. Скончался
святитель Кирилл 28 апреля около 1183 года. От современников
он получил именование русского Златоуста. Сам святитель о
себе смиренно говорил: "Я не жнец, а собираю колосья: я не
художник в книжных делах", - всегда, однако, сознавая высоту
святительского служения, на которое поставил его Господь:
"Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя
в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту
Христову... Я раздаю слова Божии, лучшие золота и дорогих
каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их,
не приходя в церковь, но вас, приходящих, хвалю и
благословляю".
|
Апостолов от 70-ти Иасона и
Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I)
Апостол Иасон происходил из Тарса (Малая Азия). Он был
первым христианином в городе. Апостол Сосипатр был родом из
Ахаии. Оба они стали учениками апостола Павла, который
даже назвал их своими "сродниками" (Рим. 16, 21). Святой
Иасон был поставлен епископом в родном городе Тарсе, а
святой Сосипатр - в Иконии. С Евангельской проповедью они
отправились на запад и в 63 году достигли острова Керкиры в
Ионическом море близ Греции.
Там они построили церковь во имя первомученика Стефана и
многих крестили. Правитель острова узнал об этом и заключил
их в темницу, где сидели семь разбойников: Саторний,
Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий.
Апостолы обратили их ко Христу. За исповедание Христа семь
узников мученически скончались в котле с растопленной
смолой, серой и воском.
Тюремный сторож, видя их мученический подвиг, объявил себя
христианином. За это ему отрубили левую руку, потом обе ноги
и затем голову. Апостолов Иасона и Сосипатра правитель
приказал бить кнутом и снова заключить в тюрьму.
Когда дочь правителя, девица Керкира, узнала, как мученики
страдают за Христа, она объявила себя христианкой и раздала
все свои украшения нищим. Взбешенный правитель пытался
уговорить дочь отречься от Христа, но святая Керкира твердо
стояла и против уговоров, и против угроз. Тогда озлобленный
отец придумал ужасное наказание дочери: он приказал
поместить ее в отдельной темнице и впустить к ней разбойника
и блудника Мурина, чтобы тот обесчестил невесту Христову.
Но когда разбойник подошел к двери тюрьмы, на него напал
медведь. Святая Керкира услышала шум и Именем Христовым
отогнала зверя, а затем молитвой исцелила раны Мурина. После
этого святая Керкира просветила его Христовой верой, святой
Мурин объявил себя христианином и тут же был казнен.
Правитель приказал поджечь тюрьму, но святая девица осталась
жива. Тогда по приказу злобствующего отца, она была повешена
на дерево, удушена едким дымом и расстреляна стрелами. После
ее кончины правитель решил казнить всех христиан на острове
Керкире. Мученики Зинон, Евсевий, Неон и Виталий,
просвещенные апостолами Иасоном и Сосипатром, были сожжены.
Жители Керкиры, спасаясь от гонения, переправились на
соседний остров. Правитель с отрядом воинов поплыл, но был
поглощен волнами. Сменивший его правитель приказал бросить
апостолов Иасона и Сосипатра в котел с кипящей смолой, но
когда увидел их невредимыми, со слезами воскликнул: "Боже
Иасонов и Сосипатров, помилуй меня!"
Освобожденные апостолы крестили правителя и дали ему имя
Севастиан. С его помощью апостолы Иасон и Сосипатр построили
на острове несколько церквей и, дожив там до глубокой
старости, своей горячей проповедью приумножили стадо
Христово.
|
Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана (286)
Святые мученики Дада, Максим и Квинтилиан пострадали при императоре
Диоклитиане (284-305), когда вышло повеление приносить на торжественных
празднествах жертвы языческим богам, а христиан предавать смерти.
Наместники императора Тарквиний и Гавиний в городе Доростоле устроили пышное
торжество, на котором присутствовали жители не только города, но и окрестных
сел.
Когда празднество закончилось, кто-то донес императору, что три брата - Дада,
Максим и Квинтилиан не подчинились приказу императора и ушли к себе в деревню
Озовию. За ними были посланы воины, которые застали святых братьев за молитвой и
отвели их на суд.
Правители допросили братьев, которые исповедали себя христианами. Тогда
Тарквиний предложил святому Максиму стать жрецом бога Зевса. Но тот назвал Зевса
скверным прелюбодеем и снова исповедал Истинного Бога.
Тарквиний пытался уговорить святых Даду и Квинтилиана. Они сказали, что их брат
Максим хорошо знает Священное Писание и они во всем следуют ему. Мучеников
отправили в темницу, но и там они помышляли только о спасении своих душ. В
полночь, когда святые уснули, им явился диавол, ополчившийся на них с оружием.
Но когда мученики проснулись, они увидели Ангела, который сказал: "Не бойтесь,
Бог, ваша надежда, примет вас к Себе. Он недалеко от вас и поможет вам". Наутро
Тарквиний сказал братьям, что боги объявили ему во сне свою волю: предать их
смерти, если они не принесут жертвы. Мученики ответили, что им Господь приказал
претерпеть мучения за Его Святое Имя.
Несколько дней пытки и допросы продолжались непрерывно с утра до вечера. Наконец
мученикам вынесли смертный приговор, отвели под стражей в их деревню и там
усекли мечом († 286).
|
Мц. Анны
(1939).
Мчч. Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия,
Евфрасия, Маммия, Мурина, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия.
(ок. 63).
Прп. Авксивия.
Прп. Кириака Каргопольского.
Прп. Кронана, игумена Роскрейского (VII) (Ирл.).
Мч. Иоанна Румынского (Греч.).
9 мчч. Кизических (Греч.).
Чуда в Карфагене (Греч.).
Мч. Тибальда Панонийского (304).
<< 10 мая | 12 мая >>
|
|
|
5 мая 2024 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|
|
© 2008-2024 | Tamby.info | Обратная связь |