TamBY.info
|
Церковный календарь. |
|
|
Православные праздники, дни памяти в мае: |
Святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373)
Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, великий
отец Церкви и столп Православия, родился около 297 года в
городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он
получил хорошее светское образование, но еще более глубокие
познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С
отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал
известен Александрийскому Патриарху, святому Александру
(память 29 мая) при следующих обстоятельствах. Однажды
группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий,
играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих
сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали
"епископом", совершал крещение, в точности повторяя слова,
слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из
окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе
детей и их родителей, долго беседовал с ними и,
удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре,
было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение
действительным и дополнил его миропомазанием. С этого
времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного
Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала
чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой
Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I
Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал
с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена
православными отцами Собора, а ариане - явные и скрытые -
возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни
подвергали гонениям. После смерти святого Патриарха
Александра, святой Афанасий был единодушно избран его
преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался,
считая себя недостойным, но по настоянию всего православного
населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был
рукоположен в сан епископа и поставлен во главе
Александрийской Церкви. 47 лет святитель Афанасий управлял
Церковью, испытав за этот период много гонений и скорбей от
своих противников. Несколько раз он изгонялся из Александрии
и скрывался от ариан в пустынных местах, так как они
многократно покушались убить Святителя.
Святитель Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то возвращаясь к своей пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он оставался единственным православным епископом, все же другие епископы уклонились в ересь. На лжесоборах епископов-ариан он был провозглашен лишенным епископского сана.
Несмотря на многолетние гонения, Святитель продолжал твердо отстаивать чистоту православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси. Когда же Юлиан Отступник (361-363) начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на святителя Афанасия, который почитался великим столпом Православия. Юлиан намеревался убить Святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб.
Смертельно раненный стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: "Ты победил, Галилеянин". После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет и скончался в 373 году, в возрасте 76-ти лет.
Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия:
четыре "Слова", направленные против ереси ариан, а также
письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о
Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4
письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности
Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном - против ереси
Македония. Сохранились также и другие сочинения
апологетического характера в защиту Православия, в том числе
письмо к императору Констанцию. Известны комментарии
святителя Афанасия к Священному Писанию, книги
нравоучительного характера и подробное жизнеописание
преподобного Антония Великого (память 17 января), с которым
святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн
Златоуст советовал читать каждому православному христианину
это житие. Память святителя Афанасия совершается также 18
января совместно с памятью святителя Кирилла
Александрийского.
|
Перенесение мощей благоверных князей страстотерпцев
Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115)
Борисоглебский собор в Старой Рязани (почему и епархия называлась позже
Борисоглебской). Его брат Давыд строит такой же в Чернигове (в 1120 г.). В 1132
г. Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, "где
было становище святого Бориса". В 1145 г. святой Ростислав Смоленский " заложи
церковь каменну на Смядыни", в Смоленске. В следующем году возник первый
(деревянный) Борисоглебский храм в Новгороде. В 1167 г. на смену деревянному
закладывается каменный, оконченный и освященный в 1173 году. Строителем церкви
новгородские летописи называют Сотко Сытинича - былинного Садко.
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054) глубоко почитал своих
братьев, святых мучеников Бориса († 1015; память 24 июля) и Глеба († 1015;
память 5 сентября). Было известно, что убиенный князь Борис погребен в
Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба
на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев.
Киевский Митрополит Иоанн I (1008-1035) с собором духовенства торжественно
встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма
святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре место
погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба
были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля 1026
года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых
мучеников.
В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых
страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской
любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование
перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с
предшествовавшими событиями русской истории. 2 мая 1069 года вошел в Киев
великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого (в сентябре
1068 года) в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в
установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма,
воздвигнутого в 1026 году, новый, "в верх один". На освящении его присутствовали
два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами
и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей
(Изяслав, Святослав, Всеволод), было приурочено во 2 мая, это число и было
утверждено для ежегодного празднования.
Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073-1076 гг., предпринял попытку
сделать Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку стен лишь до
восьми локтей. Всеволод († 1093) достроил церковь, но она в ту же ночь
обрушилась.
Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава,
приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию между ними. Сын
Изяслава Святополк (†1113) устроил святым серебряные раки, сын Всеволода
Владимир Мономах (†1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал
серебряные раки листами золота. Но их превзошел сын Святослава Олег ( 1115),
знаменитый "Гориславич", упоминаемый в "Слове о полку Игореве". Он "умыслил
воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии
всего, что нужно". Церковь была готова в 1011 году. Расписав ее, Олег "много
понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи". Святополк не
хотел, "зане не он создал ту церковь".
Смерть Святополка Изяславича ( 1113) вызвала в Киеве новый мятеж, который едва
умирил Владимир Мономах, ставший в этом году великим князем. Решив скрепить
дружбу со Святославичами совместным торжеством перенесения мощей в Олегов храм,
он дал знать Олегу и Давыду ( 1123). "Владимир, собрав сыновей, и Давыд и Олег
со своими сыновьями пришли к Вышгороду. И все святители, игумены, черноризцы,
поповство сошлось, наполнив весь город и по стенам градским не уместились".
Наутро, 2 мая 1115 года, в Неделю жен-мироносиц, начали петь утреню в обеих
церквах - старой и новой, началось перенесение мощей. При этом произошло
своеобразное разделение: "и повезли на санях сначала Бориса, с ним шли Владимир,
митрополит и духовенство". За ним на других санях повезли святого Глеба: "с ним
шел Давыд с епископами и духовенством". (Олег ждал всех в церкви.)
Это разделение соблюдалось и в дальнейших поколениях. Святой Борис считался
небесным покровителем преимущественно Мономашичей, святой Глеб - преимущественно
Ольговичей и Давыдовичей. Доходило до того, что Владимир Мономах в своем
"Поучении", говоря о Борисе, не упоминает Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот,
ни одного княжича не назвали именем Борис.
Вообще же имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во
многих поколениях русских князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман (†
1079), Глеб ( 1078) Давыд († 1123), один из сыновей его носил имя Глеб († 1138).
У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого - Борис и Глеб, у
святого Ростислава Смоленского - Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского -
святой благоверный Глеб († 1174), у Всеволода Большого Гнезда - Борис и Глеб.
Среди сыновей Всеслава Полоцкого († 1101) - полный набор "борисоглебских" имен:
Роман, Глеб, Давид, Борис.
Вышгородские святыни были не единственным центром литургического церковного
почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба, распространенного по всей
Русской земле. Прежде всего, существовали храмы и монастыри в конкретных
местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью
людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис,
по преданию, испустил дух; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Твери, где конь
Глеба повредил ногу; обители того же имени на Смядыни - на месте убиения Глеба и
на реке Тверце, близ Торжка (основан в 1030 г.), где хранилась глава святого
Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте - в память победы
Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля 1019 года, и на Гзени, в
Новгороде - на месте победы над волхвом Глеба Святославича.
Ольговичи и Мономашичи состязались в создании великолепных храмов святым
мученикам. Сам Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115 г.
Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными
Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их
кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008-1035),
что подтверждают записи в Минеях ХII века. Свидетельством особого почитания на
Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий,
сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах
ХII-ХIХ веков.
|
Святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (1654)
Святитель Афанасий III Пателарий, Патриарх Цареградский, Лубенский
чудотворец, в миру Алексий, родился в 1560 году на острове Крит, в семье
благочестивого грека Пателария. Несмотря на образованность и известность в
обществе, Алексия влекла жизнь христианских подвижников. После смерти отца он
постригся в рясофор с именем Анания в одном из Солунских монастырей, откуда
позже ушел в монастырь Есфигмен на Афоне, где нес послушание в трапезной. С
Афона он предпринял путешествие в Палестинские обители и в одной из них принял
иноческое пострижение с именем Афанасий. По возвращении в Солунь он был
поставлен во пресвитера и распространял Христово учение среди валахов и
молдаван, для которых перевел Псалтирь с греческого на их родной язык. Изредка
святитель уходил на Афонскую Гору для молитвенного уединения и Божиего
благословения на пастырские труды. Святость его жизни привлекала множество
христиан, желавших видеть истинного проповедника православной Христовой веры.
Своими незаурядными способностями и духовными дарованиями он привлек внимание
Патриарха Константинопольского Кирилла I (Лукариса) (1621-1623), который,
призвав подвижника, назначил проповедником при патриаршей кафедре. Вскоре святой
Афанасий был возведен в сан епископа и поставлен Митрополитом Солунской Церкви.
В это время Патриарх Кирилл I (Лукарис) был оклеветан перед султаном и заточен
на острове Тенедос, а святитель Афанасий избран на Патриарший престол 25 марта
1634 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы.
Находясь на первосвятительской кафедре, Патриарх Афанасий вел неустанную борьбу
за Православие против еретиков, иезуитов и мусульман. Пробыв на Патриаршем
престоле около 40 дней, происками врагов Православия он был низведен, а на
кафедру возвращен Кирилл 1 (Лукарис). Святитель отправился на Афон, где
некоторое время подвизался в уединении. Затем он вновь был возведен на
Патриаршество, но через год был низложен, после чего возвратился в город Солунь
и не прерывал связи с Афоном. Ввиду нестерпимых гонений мусульманами
православных христиан, святителю Афанасию приходилось неоднократно посылать (с
1633 по 1643 гг.) прошения русскому царю Михаилу Феодоровичу (1613-1645) о
даровании милостыни бедствующей Константинопольской Церкви.
Когда пребывание в Солуни стало для святителя невозможным, он вынужден был
уехать в Молдавию под защиту господаря Василия Лукула и поселиться там в обители
святителя Николая близ Галаца. И здесь он постоянно обращал свой взор к Афонской
Горе, часто посещал ее и надеялся там окончить свою жизнь. Однако Промысел Божий
судил иначе.
В 1652 году святитель Афанасий после мученической кончины Патриарха Кирилла 1 (Лукариса)
вновь был возведен на Вселенскую кафедру, но пробыл на ней всего 15 дней, так
как мусульманам и католикам не нравился этот проповедник Православной Христовой
веры. Во время своего последнего Патриаршего служения он произнес проповедь, в
которой обличил папские притязания на главенство во Вселенской Церкви и мнимое
апостольское преемство. Преследуемый мусульманами и иезуитами, физически
ослабевший, он передал управление Константинопольской Церковью Митрополиту
Лаврийскому Паисию и удалился в Молдавию, где получил от господаря в управление
монастырь святителя Николая в городе Галаце. Зная глубокую веру и отзывчивость
русского народа, святитель Афанасий предпринял путешествие в Россию. В апреле
1653 года он был с большими почестями встречен в Москве Патриархом Никоном
(1652-1658) и царем Алексеем Михайловичем. Получив щедрую милостыню на нужды
монастыря, в декабре 1653 года патриарх Афанасий отъехал в Галац. В пути он
заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре города Лубны, в
феврале 1654 года. Предчувствуя скорую кончину, святитель составил завещание и 5
апреля отошел к Богу. Погребение Патриарха совершили игумен Петроний с братией
обители. По греческому обычаю Святитель был погребен в сидячем положении. 1
февраля 1662 года святитель Афанасий был прославлен в лике святых и было
установлено празднование 2 мая, в день памяти соименного ему святителя Афанасия
Великого.
Мощи святого патриарха Афанасия, прославленные многочисленными чудесами и
знамениями, покоятся в городе Харькове, в Благовещенском кафедральном храме.
|
Путивльской иконы Божией Матери
Икона Божией Матери Путивльская явилась 2 мая 1635 года в городе
Путивле Курской области у бывших Никольских ворот (по некоторым
источникам, икона была впервые явлена в 1238 году). Чудотворный образ
долгое время находился на городских воротах и прославился
многочисленными чудотворениями и знамениями.
|
Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула (II).
Блгв. и равноап. царя Бориса, во святом Крещении Михаила
(906-907), принявшего Крещение со своим народом в IX веке
(Болг.).
Вутиванской иконы Божией Матери.
Св. Афанасия Сиандемского и Валаамского (1550).
Блж. Василия Кадомского (1848).
Св. Иордана чудотворца (Греч.).
<< 14 мая | 16 мая >>
|
|
|
5 мая 2024 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|
|
© 2008-2024 | Tamby.info | Обратная связь |