TamBY.info
|
Православный
календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в апреле 2025 года: |
|
|
Светлая седмица. Пост отменяется.
Память обновления (освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе (V) (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы ).
Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы).
В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.
Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца,
беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и
устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения
слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко».
Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391–457).
Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457–473). Он вспомнил о явлении и
предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный
круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев
назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась
чудодействующая благодать Божией Матери.
Император Юстиниан Великий (527–565) был человеком глубоко приверженным к
православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он
услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего
источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние.
Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.
В XV столетии известный храм «Живоносного Источника» был разрушен мусульманами.
К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к
этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там
небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан.
Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из
него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от
времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника,
совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили
некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в
третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим
торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом
количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.
Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный
источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел.
Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они
не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили
на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его
было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он
принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.
Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день,
а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует
обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в
этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.
Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над громадной каменной
чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены
страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту
живительную воду и получают исцеления.
Списки с чудотворной иконы «Живоносный Источник» находятся в Саровской пустыни;
Астрахани, Уржуме Вятской епархии; в часовне близ Соловецкого монастыря; Липецке
Тамбовской епархии. Превосходный образ помещен в Московском Новодевичьем
монастыре.
|
Иконы Божией Матери "Почаевской" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы).
Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь
Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в
Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение
чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других
исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона
пребывает около 400 лет. (Сведения о перенесении иконы в Почаевскую обитель
помещены 8 сентября). Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и
засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою
обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и
вразумлении грешников.
Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в
память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675
года.
Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского
короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под
предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской
обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько
каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен
Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам:
Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки
и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке
с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали
последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С
первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая
Богородица, "омофор белоблистящийся распуская", с небесными ангелами, держащими
обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и
молясь о защите обители.
Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.
В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время
монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной
православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII
века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской
Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что
взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его.
Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: "Матерь
Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз пытался
выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку.
Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил
себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства
построены Успенский собор и братский корпус.
Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным
исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с
семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих
событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840)
установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной
иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом,
архиепископом Волынским (1866-1876) был устроен особый придел на хорах
Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля 1875
года.
|
Муромская икона Божией Матери была принесена в Муром из Киева просветителем
этого края святым благоверным князем Константином († 1129; память 21 мая (по ст.
ст.)).
Святой Константин убеждал язычников принять христианство, но они упорствовали и
решили убить князя. Узнав об этом, святой вышел к заговорщикам с иконой Божией
Матери. Благодать, исходившая от Ее Лика, тронула сердца язычников. Они
переменили свои намерения и сами стали просить совершить над ними Крещение.
С этой иконой Рязанский святитель Василий (память 3 июля (по ст.ст.)) приплыл на
своей мантии из Мурома в Рязань.
|
Белыничская икона Божией Матери.
В 1876 году он был передан православным с восстановлением монастыря. 12 апреля
того же года в том храме была совершена первая Божественная литургия на
освященном православным епископом престоле в честь Рождества Пресвятой
Богородицы. Белыничская икона Божией Матери является общей святыней
христианского мира.
|
Преподобного Василия исповедника, епископа Парийского (после 754)
Преподобный Василий исповедник, епископ Парийский, жил в VIII веке. Он
был избран на епископскую кафедру жителями города Парии, почитавшими святителя
как истинного пастыря стада Христова.
Когда возникла иконоборческая ересь, святитель Василий решительно выступил за
почитание святых икон и отказался подписать постановление об их уничтожении
("Неправедный свиток" Собора 754 года, созванного при Константине Копрониме
(741-775)). Святитель избегал всякого общения с еретиками и не допускал их в
свою епархию. За свою ревность он претерпел многие гонения, голод и нищету.
До конца своей жизни святитель Василий был верен православному исповеданию.
|
Священномученика Зинона, епископа Веронийского (ок. 260)
Священномученик Зинон, епископ Веронийский, был родом грек и происходил из
Сирии. С юношеских лет он принял монашество и трудился над изучением
Священного Писания. Странствуя по монастырям, святой пришел в город Верону и
поселился там. Жители избрали его епископом своего города.
Правившие тогда императоры Констанций (353-361) и Валент (364-378)
покровительствовали арианской ереси, осужденной на I Вселенском Соборе в 325
году. При их поддержке ариане начали гонения на православных. Святитель Зинон
мужественно переносил от еретиков все притеснения. В своих проповедях и
посланиях он твердо отстаивал православное учение о Господе Иисусе Христе как
Единородном Сыне Божием, Рожденном от Отца прежде всех век. Святитель Зинон
написал 16 пространных и 77 кратких поучений и наставлений. Скончался он около
260 года.
Святитель Григорий Двоеслов (память 25 марта) рассказывает о чуде, совершившемся
в 558 году в день памяти святителя Зинона. Весной в Италии было сильное
наводнение. Река Тибр вышла из берегов и затопила окрестности; разлилась и река
Атесис, протекавшая возле Вероны. Вода достигла храма, выстроенного во имя
священномученика Зинона, и поднялась до самых окон церкви. Двери храма были
открыты, но вода не устремилась в них, а остановилась стеной, не повредив
церкви.
|
Прмч. Сергия
(1938).
Прп. Исаака Сирина, в Сполете Италийском
(550).
Прпмчч. Мины, Давида и Иоанна (после
636).
Прп. Анфусы девы (801).
Прп. Афанасии игумении Эгинской
(860).
Новомч. Акакия, инока Афонского
(1730).
Свт. Василия, еп. Рязанского (1609).
Перенесение честного пояса Богомотери в
Царьград.
Св. Сергия II, патриарха
Константинопольского (1019).
<< 24 апреля |
26 апреля >>
20 апреля 2025
года
- Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и
Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2025 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 13 апреля 2025 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 29 мая 2025 г.
Вознесение Господне
• 8 июня 2025 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
•
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
14
октября
Покров Пресвятой Богородицы
• 3 марта - 19 апреля 2025 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2025 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2025 г. - 6 января 2026
г.
Рождественский пост
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
• 10 - 15 февраля 2025 г.-
Мытаря и фарисея
• 24 февраля - 2 марта 2025 г. -
Сырная (Масленица)
• 21-26 апреля 2025 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 8-14 июня 2025 г. -
Троицкая
• 22 февраля 2025 г. -
• 15, 22 и 29 марта
2025 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 29 апреля 2025 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 7 июня 2025 г. -
Суббота Троицкая
• 1 ноября 2025 г. -
Суббота Димитриевская