|
Православный календарь. |
|
|
Икона Божией Матери, именуемая "Знамение",
изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и
молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее,
на фоне круглого щита (или сферы)
благословляющий Божественный Младенец -
Спас-Эммануил.
Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.
В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях.
Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.
Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода.
Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны
по всей России. Многие из них просияли чудесами
в местных храмах и были наименованы по месту
явления чудес. К таким спискам иконы Знамения
относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая,
Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
|
Икона Божией Матери "Знамение" Курская.
Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви.
В ХIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение.
Однажды в окрестностях города один охотник заметил лежавшую у корней дерева икону, обращенную ликом к земле.
Охотник поднял ее к увидел, что изображение иконы подобно иконе "Знамение" Новгородской.
Одновременно с явлением этой иконы совершилось и первое чудо.
Как только охотник поднял святую икону с земли, тотчас на месте, где лежала икона, с силой забил источник чистой воды.
Это произошло 8 сентября 1259 года.
Охотник не решился оставить икону в лесу и построил на месте обретения небольшую деревянную часовню, и в ней поставил новоявленный образ Богоматери.
Вскоре об этом узнали жители города Рыльска, расположенного неподалеку, и стали
посещать место явления для поклонения новой святыне.
Икону перенесли в Рыльск и поставили в новом храме в честь Рождества Пресвятой
Богородицы.
Но икона пробыла там недолго, чудесным образом она исчезла и возвратилась на прежнее место явления.
Жители Рыльска неоднократно брали ее и относили в город, но икона непостижимым образом возвращалась на прежнее место.
Тогда все поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления Своего образа.
Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года.
С иконы было сделано несколько списков, которые также прославились.
|
Икона Божией Матери "Знамение" Абалацкая.
Икона Божией Матери "Знамение" Абалацкая была написана протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем в честь Софии, Премудрости Божией, во исполнение обета расслабленного крестьянина Евфимия для вновь построенного в Абалацкой обители храма Знамения Пресвятой Богородицы.
Храм этот был построен в 1637 году после неоднократного чудесного явления образа Знамения Пресвятой Богородицы, с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской благочестивой вдове Марии.
По написании храмового образа расслабленный Евфимий совершенно исцелился.
Во время торжественного перенесения иконы в Абалацкий храм совершалось много исцелений.
По внешнему виду Абалацкая икона сходна с Новгородской иконой Знамения, с тем лишь отличием, что на Абалацкой иконе Пресвятой Богородице предстоят святитель Николай и преподобная Мария Египетская.
Известно много чудотворных списков Абалацкой иконы, благоговейно чтимых по всей Сибири.
|
Икона Божией Матери "Знамение" Царскосельская.
Икона Божией Матери "Знамение" Царскосельская - древний чудотворный образ, принесенный в дар царю Алексею Михайловичу одним из восточных патриархов, как полагают, святителем Афанасием Константинопольским.
Петр I перенес икону, в числе других московских святынь, в новую столицу.
В 1747 году для иконы была выстроена Знаменская церковь в Царском Селе.
Перед нею совершались молебны во время народных бедствий, например, во время чумы 1771 года, холеры 1831 года.
Заступлением Богоматери страшные эпидемии почти не коснулись Царского Села.
Молитва перед образом Знамения Пресвятой Богородицы, именуемой Царскосельская, помогала также при пожарах и кораблекрушениях.
На иконе Главу Богоматери осеняют херувимы.
В позднейшее время на иконе изображались также апостол Петр, святой Захария, Алексий, человек Божий, святая праведная Елисавета.
Икона Божией Матери "Знамение" Серафимо-Понетаевская была написана в 1879 году инокиней Серафимо-Понетаевской женской обители, расположенной недалеко от Арзамаса, близ села Понетаевки.
Обитель названа по имени преподобного Серафима Саровского основательницею обители - сестрой Дивеевской общины.
Икона, спустя шесть лет по написании, прославилась многочисленными чудесами и стала главной святыней монастыря.
Во время Богослужений молящиеся сестры видели явственные изменения в лике Богоматери: пречистое лицо Ее светлело и становилось словно живое.
К иконе притекали многочисленные богомольцы, и совершалось много исцелений от слепоты и расслабления.
Всего отмечено около 70 случаев исцеления.
|
Икона Божией Матери "Знамение" Серафимо-Понетаевская.
Недалеко от Саровской пустыни находилась Серафимо-Понетаевская женская обитель.
Название свое она получила по имени преподобного Серафима Саровского.
Одна из сестер Понетаевского монастыря, Клавдия Войлошникова, в 1879 году написала для своей обители образ «Знамение» Божией Матери. Вскоре эта икона прославилась дивными чудотворениями и стала главной святыней обители.
Первое прославление образа совершилось при следующих обстоятельствах.
14 мая 1885 года, в 9 часов вечера, несколько монахинь, находившихся в одной из келий игуменского корпуса, где помещалась икона, вдруг были поражены переменой, совершившейся с образом.
Они заметили, что лик Пресвятой Богородицы на иконе стал особенно просветленным, а взор Ее поочередно останавливался на сестрах, с трепетом и благоговением взиравших на чудесное явление.
Эти изменения происходили в течение четверти часа, а в 12 часов ночи снова повторились.
На следующий день икона с почестями была перенесена в монастырский храм, и скоро огромное множество верующих стали поклоняться святому образу.
Многие страждущие по молитвам своим ко Пресвятой Богородице и Ее чудотворной иконе получали исцеление от своих недугов.
Указом от 5 октября 1885 года Святейший Синод признал чудотворность Понетаевской иконы «Знамение».
Преосвященный Нижегородский Модест сделал распоряжение поместить икону в храме Живоносного источника в Понетаевском монастыре, где она и помещалась за правым клиросом.
На иконе Богоматерь изображена с воздетыми горе руками.
На лоне Пречистой Девы находится Предвечный Младенец, окруженный сиянием.
Точная копия чудотворной иконы «Знамение» находится в скиту Серафимо-Дивеевского монастыря.
|
Икона Божией Матери "Знамение" Верхнетагильская.
Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» находится в Знаменской церкви г. Верхнего Тагила (как повествует предание – со времени его открытия в 1753 году).
Образ очень почитаем среди православных верующих Среднего Урала. Чтимый чудотворный образ Божией Матери помещен у левого клироса, на аналое, под стеклом.
Икона украшена многочисленными драгоценными дарами от получивших исцеление по молитвам ко Пресвятой Богородице благодарных верующих.
Иконографическое изображение Богоматери – Оранта (с воздетыми в молитве руками).
На груди Божией Матери, в медальоне – изображение Богомладенца, Который правой рукой благословляет, а в левой держит свиток.
Вверху с правой стороны от лика Божией Матери изображение херувима, с левой – серафима.
До 1922 г. икона имела серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями, которая была изъята и бесследно исчезла.
Святой образ, явившийся в 1709 году, находился в собственности местного жителя Саввы Медведева до 1753 года, а затем был передан им во вновь построенный Верхнетагильский Знаменский храм.
Этот храм сгорел 18 мая 1861 года, однако икона Пресвятой Богородицы осталась неповрежденной в огне, и в 1876 году она была перенесена во вновь отстроенный каменный Знаменский храм, в нем она и пребывает по сей день.
Об особом почитании святого образа свидетельствуют крестные ходы, собиравшие большое количество богомольцев и совершавшиеся в течение всего лета. Крестные ходы с чудотворной иконой проходили до конца 20-х гг. ХХ в. и прекратились с установлением в краю советской власти.
С чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Верхнетагильской делалось большое число списков, наиболее почитаемыми из которых являются Быньговский список, находящийся в Никольской церкви с. Быньги Невьянского района, и Невьянский, находившийся ранее в Преображенском соборе, а теперь в Вознесенской церкви г. Невьянска.
В алтаре Верхнетагильской Знаменской церкви хранится рукопись начала XX в., содержащая запись устного предания о явлении и чудесах Верхнетагильской чудотворной иконы Божией Матери «Знамение». Копия рукописи хранится в Верхнетагильском краеведческом музее.
|
Икона Божией Матери «Знамение» «Корчемнная».
Об иконе Божией
Матери «Знамение» «Корчемной» предание повествует следующее:
В городе Рязани жила некая вдова, одержимая страшным недугом пьянства.
Продав уже все, что было у нее дома, женщина принесла в так называемую Красную корчемницу находившийся у нее образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и, подав его корчемнику, просила за икону вина.
Богобоязненный корчемник, укорив вдову, все же взял святой образ и поставил в своей божнице.
Спустя несколько дней, когда вдова протрезвела и осознала свой грех, она поспешила к корчемнику, неся ему деньги и умоляя отдать икону.
Тот исполнил ее желание, но наутро женщина не нашла принесенной накануне домой иконы.
Корчемник же, к своему великому удивлению, увидел этот образ Пресвятой Богородицы на прежнем месте в своей божнице.
Вскоре пришла к нему вдова и рассказала об исчезнувшей иконе, а корчемник показал на святой образ и со слезами благоговения сказал: «Вот Она, Царица Небесная! Сама спроси Ее, как Она здесь оказалась».
В слезах возвратилась вдова домой, но молитвами Пресвятой Богородицы с этого времени от пьянства исцелилась.
С тех пор икона, получившая в народе наименование «Явленной корчемной», пребывала в корчемнице до ее закрытия в 1850 году.
Много чудес и исцелений произошло по молитвам перед иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» «Корчемной».
Ныне чудотворный образ Божией Матери пребывает в Свято-Иоанно-Богословском монастыре Рязанской епархии, а список с нее постоянно находится в Николо-Ямском храме г. Рязани, являющемся подворьем обители.
|
Святого великомученика Иакова Персянина
Святой великомученик Иаков Персянин (Рассеченный) родился в IV веке в
благочестивой христианской семье, богатой и знатной.
Жена его также была христианкой.
Детей своих супруги воспитывали в благочестии, прививая им любовь к молитве и Священному Писанию.
Иаков занимал высокую должность при дворе персидского царя Издегерда (399-420) и его преемника Варахрана (420-438).
В одном из военных походов Иаков, прельщенный царской милостью, убоявшись признать себя христианином, вместе с царем принес жертву идолам.
Узнав об этом, жена и мать Иакова в глубоком огорчении написали ему письмо, в котором укоряли его и призывали покаяться.
Получив послание, Иаков осознал тяжесть своего греха и, представив себе весь ужас отречения от него не только родных, но и Самого Бога, стал громко плакать и молить Господа о прощении.
Соратники его, услышав, что он молится Господу Иисусу Христу, донесли об этом царю.
На допросе святой Иаков, укрепившись духом, мужественно исповедал свою веру в Единого Истинного Бога.
Никакие уговоры царя отречься от Христа не смогли поколебать его.
Царь приказал предать святого мучительной смерти.
Мученика положили на плаху и отсекли поочередно пальцы на руках и ногах, затем руки и ноги.
В продолжение пыток святой Иаков непрестанно возносил ко Господу благодарственные молитвы за то, что Он дал ему возможность в тяжких муках искупить содеянный грех.
Истекающий кровью мученик был обезглавлен.
Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в
Новгороде Великом в 1170 г.
Прп. Палладия Солунского
(VI-VII).
Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392).
Обретение мощей блгв. кн. Новгородского
Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского
чудотворца (1192).
Блж. Андрея Симбирского
(1841).
Сщмчч. Николая , архиеп. Владимирского, Василия,
Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна,
Сергия, Иоанна, Сергия, Николая пресвитеров,
прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта,
Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна
(1937).
Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV).
Прп. Романа Киликийского чудотворца
(V).
Прп. Пинуфрия Египетского.
Прп. Нафанаила Нитрийского.
Прп. Диодора Юрьевского с Георгиевского холма
(Соловки).
Св. Максима Ризского (460).
Прп. Феодосия Терновского
(1363).
Св. Виргила, еп. Зальцбургского (748).
Св. Конгара еп. Сомерсетского.
Св. Фергуса еп. Гламисского.
|
20 апреля 2025 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|
© 2008-2024 | Tamby.info | Обратная связь |