|
Православный календарь. |
|
|
Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца.
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице.
Святой Николай во младенчестве начал жизнь
постническую, принимал молоко матери по средам и
пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв
родителей. С детских лет Николай преуспевал в
изучении Божественного Писания; днем он не
выходил из храма, а ночью молился и читал книги,
созидая в себе достойное жилище Святого Духа.
Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь
духовным успехам и высокому благочестию
племянника, поставил его во чтеца, а затем
возвел Николая в сан священника, сделав его
своим помощником и поручив ему говорить поучения
пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а
опытностью в вопросах веры был подобен старцу,
чем вызывал удивление и глубокое уважение
верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя,
пребывая в непрестанной молитве, пресвитер
Николай проявлял великое милосердие к пасомым,
приходя на помощь страждущим, и раздавал все
свое имение нищим.
Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее
богатого жителя его города, святой Николай спас
его от большого греха. Имея трех взрослых
дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на
блудодеяние для спасения от голода. Святитель,
скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил
ему в окно три мешочка с золотом и тем спас
семью от падения и духовной гибели. Творя
милостыню, святитель Николай всегда старался
сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в
Иерусалим, епископ Патарский вручил управление
паствой святому Николаю, который и исполнял
послушание с тщанием и любовью. Когда епископ
возвратился, тот, в свою очередь, испросил
благословение на путешествие в Святую Землю. По
дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю,
грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого
диавола, вшедшего на корабль. По просьбе
отчаявшихся путников он умилил своей молитвой
морские волны. По его молитве был поставлен
здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты
и разбившийся насмерть.
Достигнув древнего города Иерусалима, святой
Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил
Спасителя рода человеческого и обошел все святые
места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на
Сионской горе сами собой отверзлись запертые
двери церкви перед пришедшим великим паломником.
Обойдя святыни, связанные с земным служением
Сына Божия, святой Николай решил удалиться в
пустыню, но был остановлен Божественным гласом,
увещавшим его вернуться на родину.
Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: "Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое". В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь - омофор.
И действительно, по кончине архиепископа Иоанна
он был избран епископом Мир Ликийских после
того, как одному из епископов Собора, решавшего
вопрос об избрании нового архиепископа, в
видении был указан избранник Божий - святой
Николай. Призванный пасти Церковь Божию в
архиерейском сане, святитель Николай оставался
тем же великим подвижником, являя пастве образ
кротости, незлобия и любви к людям. Это было
особенно дорого для Ликийской Церкви во время
гонения на христиан при императоре Диоклитиане
(284-305). Епископ Николай, заключенный в
темницу вместе с другими христианами,
поддерживал их и увещевал твердо переносить узы,
пытки и мучения. Его самого Господь сохранил
невредимым. По воцарении святого
равноапостольного Константина святитель Николай
был возвращен к своей пастве, с радостью
встретившей своего наставника и заступника.
Несмотря на великую кротость духа и чистоту
сердца, святитель Николай был ревностным и
дерзновенным воином Церкви Христовой.
Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил
языческие капища и храмы в самом городе Миры и
его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в
прах капища. В 325 году святитель Николай был
участником I Вселенского Собора, принявшего
Никейский Символ веры, и ополчался со святыми
Сильвестром, папой Римским, Александром
Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и
другими от 318 святых отцов Собора на еретика
Ария. В пылу обличения святитель Николай,
пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил
лжеучителя, за это он был лишен святительского
омофора и посажен под стражу. Однако нескольким
святым отцам было открыто в видении, что Сам
Господь и Богоматерь посвятили святого во
епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы
Собора, уразумев, что дерзновение святителя
угодно Богу, прославили Господа, а Его святого
угодника восстановили в святительском сане.
Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей
мир и благословение, сея слово Истины, пресекая
в самом корне неправомыслие и суетное
мудрствование, обличая закоренелых еретиков и
врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он
был поистине свет миру и соль земли, ибо житие
его было светло и слово его было растворено
солию премудрости.
Еще при жизни святитель совершал многие чудеса.
Из них наибольшую славу доставило святителю
избавление от смерти трех мужей, неправедно
осужденных корыстолюбивым градоначальником.
Святитель смело подошел к палачу и удержал его
меч, уже занесенный над головами осужденных.
Градоначальник, обличенный святителем Николаем в
неправде, раскаялся и просил его о прощении. При
этом присутствовали три военачальника, посланные
императором Константином во Фригию. Они еще не
подозревали, что им вскоре также придется искать
заступничества у святителя Николая, так как их
незаслуженно оклеветали перед императором и
обрекли на смерть. Явившись во сне святому
равноапостольному Константину, святитель Николай
призвал его отпустить неправедно осужденных на
смерть военачальников, которые, находясь в
темнице, молитвенно призывали на помощь
святителя. Много других чудес совершил он,
долгие годы подвизаясь в своем служении. По
молитвам святителя город Миры был спасен от
тяжкого голода. Явившись во сне одному
итальянскому купцу и оставив ему в залог три
золотых монеты, которые тот обрел в своей руке,
пробудившись наутро, попросил его приплыть в
Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель
утопающих в море, выводил из плена и заточения в
темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай
мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его
мощи хранились нетленными в местной кафедральной
церкви и источали целебное миро от которого
многие получали исцеления. В 1087 году мощи его
были перенесены в итальянский город Бар, где
почивают и поныне (о перенесении мощей см. 9
мая).
Имя великого угодника Божия, святителя и
чудотворца Николая, скорого помощника и
молитвенника за всех, притекающих к нему,
прославилось во всех концах земли, во многих
странах и народах. На Руси множество соборов,
монастырей и церквей посвящено его святому
имени. Нет, пожалуй, ни одного города без
Никольского храма. Во имя святителя Николая
чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в
866 году Киевский князь Аскольд, первый русский
князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда
святая равноапостольная Ольга (память 11 июля)
воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя
Николая в Киеве.
Главные соборы были посвящены святителю Николаю
в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В
Новгороде Великом один из главных храмов города
- Николо-Дворищенская церковь (ХII), ставшая
позже собором. Прославленные и чтимые Никольские
храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске,
Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом
Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими
десятками храмов, посвященных святителю, три
Никольских монастыря находились в Московской
епархии: Николо-Греческий (Старый) - в
Китай-городе, Николо-Перервинский и
Николо-Угрешский.
Одна из главных башен Московского Кремля
называется Никольской. Чаще всего ставились
храмы святителю на торговых площадях русскими
купцами, мореходами и землепроходцами,
почитавшими чудотворца Николая покровителем всех
странствующих на суше и на море. Иногда они
получали в народе именование "Николы Мокрого".
Множество сельских храмов на Руси посвящено
чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами
милостивому предстателю перед Господом о всех
людях в их трудах. И святитель Николай не
оставляет своим заступничеством Русскую землю.
Древний Киев хранит память о чуде спасения
святителем утонувшего младенца. Великий
чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей,
потерявших единственного наследника, ночью вынул
младенца из воды, оживил его и положил на хорах
храма святой Софии перед своим чудотворным
образом. Здесь и был найден утром спасенный
младенец счастливыми родителями, прославившими
со множеством народа святого Николая чудотворца.
Много чудотворных икон святителя Николая явилось
в России и пришло из других стран. Это и древний
Византийский поясной образ святителя (ХII),
привезенный в Москву из Новгорода, и огромная
икона, написанная в ХIII веке новгородским
мастером. Два изображения чудотворца особенно
распространены в Русской Церкви: святителя
Николая Зарайского - в рост, с благословляющей
десницей и Евангелием (этот образ был принесен в
Рязань в 1225 году византийской царевной
Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя
Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и
младенцем-сыном при нашествии Батыя), и
святителя Николая Можайского - тоже в рост, с
мечом в правой руке и городом в левой - в память
чудесного спасения, по молитвам святителя,
города Можайска от нападения вражья. Невозможно
перечислить все благодатные иконы святителя
Николая. Каждый русский город и каждый храм
благословлен такой иконой по молитвам святителя.
|
Блаженного Максима, митрополита Киевского.
Святитель Максим, преемник Киевского митрополита Кирилла III (1243-1280),
родом грек, прибыл на Русь, страждущую под татарским игом, в сане митрополита в
1283 году. Святитель полагал остановиться в Киеве, но от грабительских
набегов татар город совершенно опустел. Митрополит Максим удалился в Брянск, а
оттуда в Суздаль.
Во время посещения Южной Руси на Волыни святителя встречал игумен Ратского
монастыря святитель Петр (память 21 декабря), будущий преемник митрополита. В
1295 году во Владимире святитель низвел с епископской кафедры Иакова и посвятил
Симона. В это тяжелое время великокняжеский престол находился то во Владимире,
то в Переяславле, то в Твери. Опасаясь обидеть южных русских князей своим
переселением на север, святитель в горячих молитвах обращался к Божией Матери и
был удостоен внушения Пресвятой Богородицы, Которая указала на Владимир как
место его пребывания.
В 1299 году митрополит Максим переселился во Владимир, а в следующем году в
Новгороде посвятил во епископа святого Феоктиста (память 23 декабря). В 1301
году митрополит Максим прибыл в Константинополь на патриарший Собор, где по воле
святителя Сарайский епископ Феогност предложил для решения вопросы о нуждах
Русской Церкви. Заботясь об укреплении сил порабощенной Руси, святитель убеждал
Московского князя Юрия Даниловича примириться с тверским князем Михаилом
Ярославичем и не советовал Юрию ехать в Орду для получения великокняжеского
престола. В 1304 году святитель во Владимире посадил на великокняжеский престол
святого благоверного князя Тверского Михаила Ярославича (память 22 ноября (5
декабря по н.ст.)).
Подавая всем пример высокодуховной жизни, митрополит Максим неустанно заботился
о духовном возрастании своего словесного стада. Так, святитель установил правило
о постах, назначив, кроме Великого поста, Апостольский, Успенский и
Рождественский посты, и определил, когда разрешается пост среды и пятка (до ХIV
века на Руси не соблюдали поста в Преполовение и Отдание Пасхи). Особым
попечением святого митрополита было утверждение законного брака: "Пишу и о том
затем, чтобы вы, чада мои, рожденные в купели, новосвященныя, принимали жен от
святой Соборной и Апостольской Церкви, жена для спасения человеческого. Если же
держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай
их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви".
Преставился святитель 6 декабря 1305 года; тело его было погребено в Успенском
Владимирском соборе. Над местом погребения святителя была устроена позолоченная
сень, на которой было написано золотыми буквами: "Максим грек священ бе в лето
бытия мира 6791 от Рождества Христова в 1283 в Киев прииде, частого же ради
нахождения татарского преселися из Киева в великороссийский град Владимир, пас
Церковь Христову Максим 23 года, преставися в лето бытия мира 6812".
На стене над гробом святого была поставлена Максимовская икона Божией Матери,
написанная в 1299 году по видению митрополиту Максиму. Надпись об этом видении
была укреплена на лицевой стороне гробницы.
Свт. Николая, еп. Патарского.
Св. Феофила, еп. Антиохского
(181).
Св. Аврамия еп. Битинского в Кратии (VI).
|
20 апреля 2025 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|
© 2008-2024 | Tamby.info | Обратная связь |