|
Православный календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в январе 2025 года: |
|
|
|
Мучеников Ермила и Стратоника (ок. 315)
Преподобного Иринарха,
затворника Ростовского (1616)
Преподобного Елеазара Анзерского (1656)
Преподобный Елеазар Анзерский родился в городе Козельске в семье купцов
Севрюкиных. По благословению родителей, он удалился в Соловецкий монастырь,
где принял постриг от игумена преподобного Иринарха († 1628; память 17 июля). В
монастыре открылось его удивительное художественное дарование: он обучился
резьбе по дереву и участвовал в украшении Преображенского собора. В 1612 году,
по благословению игумена, он удалился на Анзерский остров, где стал отшельником
и постоянно пребывал в молитве и Богомыслии. Чтобы добыть себе пропитание на
пустынном острове, преподобный Елеазар вырезал деревянные чашки, которые
оставлял на пристани. Проплывавшие мимо острова забирали чашки, а взамен
оставляли припасы.
Мученика Петра Анийского (309-310)
Мученик Петр Авессаломит (Анийский) был родом из селения Анеи в Палестине.
Во время гонения на христиан был схвачен и доставлен к правителю Палестины.
Напрасно убеждали его судья и народ почтить языческих богов, чтобы избавиться от
мучений. "Тогда я истинно помилую себя, когда не отступлю от Евангелия и не
принесу жертвы идолам", - отвечал святой, и был сожжен на костре.
Мч. Петра Анийского (309-310).
Святые мученики Ермил и Стратоник, по
происхождению славяне, жили в начале IV века,
при гонителе христиан императоре Ликинии
(307-324), и были друзьями.
Святой Ермил служил диаконом в городе Сингидоне
(Белград). Осужденный Ликинием на тюремное
заключение, он был долго и жестоко мучим за Имя
Христово, но остался непреклонным.
Святой Стратоник был тюремным надзирателем и
тайным христианином. Видя страшные мучения
своего друга, он не мог удержаться от слез и
обнаружил себя христианином. Его также подвергли
мучениям. После истязаний мучеников зашили в
сети и бросили в Дунай. Тела святых на третий
день были найдены христианами на берегу реки и
погребены близ Сингидона. Честные главы их
находились в храме святой Софии в
Константинополе, где в 1200 году их видел
русский паломник Антоний.
Преподобный Иринарх, затворник Ростовский,
родился в крестьянской семье в селе Кондаково
Ростовского уезда. В Крещении он получил имя
Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в
монашество в Ростовском Борисоглебском
монастыре. Там он стал усердно трудиться в
иноческих подвигах, посещал церковные службы,
ночами молился и спал на земле.
Однажды, сжалившись над странником, который не
имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги
и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену
не понравилось такое поведение подвижника; и он
начал смирять его, заставляя часа по два стоять
на морозе против своей келлии или подолгу
звонить на колокольне. Святой все переносил с
терпением и не изменил своего поведения. Игумен
продолжал жестокосердствовать, и преподобный был
вынужден перейти в Аврамиев Богоявленский
монастырь, где был принят в число братии и
вскоре был назначен келарем.
Преподобный с усердием исполнял свое послушание,
скорбя о том, что братия монастыря и служители
не берегут достояние обители, расточая его без
меры. Однажды во сне он увидел преподобного
Аврамия Ростовского (память 29 октября), который
утешил его и благословил раздавать всем
потребное без смущения. Как-то, во время пения
Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал.
На вопрос архимандрита он ответил: "Мать моя
преставилась!" Оставив Аврамиев монастырь,
преподобный Иринарх перешел в Ростовский
монастырь святого Лазаря, поселился в уединенной
келлии и прожил в ней три года в тесноте и
голоде.
Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый, по
прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли
друг друга духовной беседой. Старец, однако,
имел желание возвратиться в свою первоначальную
обитель Борисоглебский монастырь. Он был принят
обратно с любовью строителем Варлаамом и стал
еще более сурово подвизаться в обители.
Уединившись в затворе, подвижник железной цепью
приковал себя к деревянному стулу, наложил на
себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил
озлобление и насмешки от монастырской братии.
В то время его навестил давний друг, блаженный
Иоанн юродивый, предсказавший нашествие Литвы на
Москву. 25 лет провел преподобный Иринарх
закованным цепями и веригами в тяжелых трудах.
Подвиги его обличали нерадиво живших в обители,
и они солгали игумену, что старец учит не ходить
на монастырские работы, а подвизаться подобно
ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого
старца из обители.
Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять
ушел в Ростов и прожил в монастыре святого
Лазаря один год. Между тем Борисоглебский игумен
раскаялся в своем поступке и послал иноков за
преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя
себя, что живет не так, как братия, которая
несет праведные труды, которых он лишен.
Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги
и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал
волосяные свитки и клобуки.
Он спал ночью лишь один час или два, остальное
же время молился и бил свое тело железной
палкой. Святому Иринарху было видение о том, что
Москву захватит Литва, а церкви по местам будут
разорены. Он стал горько плакать о предстоящем
бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и
предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского
(1606-1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх
выполнил послушание.
Он отказался от предложенных ему даров и,
вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь
помиловал Русскую землю. Враги явились на Русь,
стали завоевывать города, избивали жителей,
грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй
самозванец стремились покорить Русь польскому
королю. Борисоглебский монастырь также был
захвачен врагами, которые вошли к святому
затворнику и удивились прямым и смелым речам
старца, предсказавшего им гибель.
Сапега, остановившийся в Борисоглебском
монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в
цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны,
пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец
молится за Шуйского, преподобный смело сказал:
"Я в России рожден и крещен, за русского царя и
Бога молю". Сапега отвечал: "Правда в батьке
велика - в которой земле жить, той земле и
служить". После этого преподобный Иринарх стал
убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему
в противном случае смерть.
Преподобный Иринарх следил за ходом войны и
послал князю Димитрию Пожарскому свое
благословение и просфору. Он велел ему идти под
Москву, предсказав: "Увидите славу Божию". В
помощь Пожарскому и Минину преподобный передал
свой крест. С помощью Божией русские одолели
Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в
Русской земле постепенно начал водворяться мир.
Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил
Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и,
обладая силой творить чудеса, исцелял больных и
бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он,
призвав своих учеников, Александра и Корнилия,
стал давать им наставления и, простившись со
всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой (†
13 января 1616 года). После святого старца
осталось 142 медных креста, семь наплечных
вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее,
железные ножные путы, восемнадцать ручных оков,
"связни", которые он носил на поясе, весом в
пуд, и железная палка, которой он избивал свое
тело и прогонял бесов. В этих трудах, как
называл их старец, он прожил 38 лет, в миру
прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду.
После смерти преподобного Иринарха совершалось
много чудес при его гробе, особенно же исцелений
больных и бесноватых при возложении на них
крестов и цепей святого подвижника.
В 1616 году преподобный Елеазар был пострижен в схиму. Иноки, собравшиеся вокруг
преподобного, образовали скит со строгим уставом иноческого жития по древнему
образцу. Монашеские келлии были построены далеко одна от другой. Отшельники
собирались вместе только для субботних и воскресных Богослужений. Келейная
молитва сочеталась с тяжелым телесным трудом. Среди учеников преподобного
Елеазара был священноинок Никита, будущий Патриарх Никон.
Царь Михаил Феодорович (1613-1645), зная о подвижнической жизни святого, вызывал
его в Москву. Там преподобный Иринарх предрек ему рождение сына, за что царь
щедро одарил его и помог устроить на острове каменный храм во Имя Пресвятой
Троицы и обитель.
Преподобный Елеазар занимался книгописанием. Он составил и переписал три книги
"Цветника", в которые вошли старинные повести. Ему принадлежит также толкование
на чин келейного монашеского правила. Скончался преподобный Елеазар в глубокой
старости.
В некоторых месяцесловах память его помещается дважды: 12 января как мученика
Петра Авессаломита, а 13 января - как Петра Анийского, так как ошибочно
полагают, что это - разные лица.
Прп. Иакова, еп. Низибийского (350).
Прп. Максима Кавсокаливита, Афонского (Греч.
).
Мч. Афанасия
Сщмч. Илария, еп. Пуатье.
Мчч. Пахомия и Папирина (Греч. ).
<< 25 января |
27 января >>
20 апреля 2025
года
-
Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и
Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2025 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 13 апреля 2025 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 29 мая 2025 г.
Вознесение Господне
• 8 июня 2025 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
•
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
14
октября
Покров Пресвятой Богородицы
• 3 марта - 19 апреля 2025 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2025 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2025 г. - 6 января 2026
г.
Рождественский пост
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
• 10 - 15 февраля 2025 г.-
Мытаря и фарисея
• 24 февраля - 2 марта 2025 г. -
Сырная (Масленица)
• 21-26 апреля 2025 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 8-14 июня 2025 г. -
Троицкая
• 22 февраля 2025 г. -
• 15, 22 и 29 марта
2025 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 29 апреля 2025 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 7 июня 2025 г. -
Суббота Троицкая
• 1 ноября 2025 г. -
Суббота Димитриевская