|
Православный календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в июне 2025 года: |
|
|
Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех русских святых.
Всех преподобных и
богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших
(переходящее празднование во 2-ю Неделю по Пятидесятнице).
Калужской иконы Божией Матери
(1771)
(переходящее празднование в 1-ое воскресение
Петрова поста).
Явление Калужской иконы Божией Матери произошло
в 1748 году в селе Тинькове, рядом с Калугой, в
доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Две
служанки Хитрово перебирали на чердаке его дома
старые вещи. Одна из них, Евдокия, отличавшаяся
несдержанным нравом, позволила себе резкие и
даже непристойные речи. Подруга стала увещевать
ее и во время пререканий среди вещей случайно
обнаружила большой сверток сурового холста.
Развернув его, девушка увидела изображение
женщины в темном одеянии с книгой в руках.
Приняв изображение за портрет монахини и желая
образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом
игумении.
Евдокия ответила на слова подруги бранью и,
поддавшись раздражению, плюнула на лик. Тотчас
же с ней случился припадок, и она упала без
чувств.
Испуганная подруга рассказала о случившемся в
доме. В следующую ночь родителям Евдокии явилась
Царица Небесная и открыла им, что это над Ней
кощунственно смеялась их дочь и повелела им
совершить молебен перед поруганной иконой, а
больную окропить освященной на молебне водой.
После молебна Евдокия выздоровела, и Хитрово
взял чудотворную икону в свой дом, где от нее
обильно источались исцеления прибегающим к ней с
верой. Впоследствии икону перенесли в приходский
храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в
селе Калужке. В Калугу был отправлен список с
нее. В настоящее время она находится в
кафедральном соборе Калуги.
Через эту икону Матерь Божия не раз проявляла
Свое покровительство Русской земле в тяжелые для
нее времена.
Празднование Калужской иконе 2 сентября (15
сентября по н.ст.)
установлено в воспоминание избавления от моровой
язвы (чумы) в 1771 году.
Второе празднование совершается 12 октября (25
октября по н.ст.) , в
память спасения Калуги от нашествия французов в
1812 году. В 1898 году было установлено
празднование 18 июля (31
июля по н.ст.) в благодарность Божией
Матери за охранение от холеры. Празднование
совершается также и в 1-ое воскресение
Петрова
поста.
|
Преподобного Кирилла, игумена
Белоезерского (1427)
Послушание преподобный Кирилл нес в
хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб.
Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую
обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с
преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла
перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на
пылающий огонь: "Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный
огонь". Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и
стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб,
благодаря Господа. Избегая славы человеческой, преподобный
временами стал юродствовать. В наказание за нарушение
благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и
воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но
как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали
его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В
свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя
на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда
святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского,
братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла
архимандритом обители.
Келлии не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не
держали. В последние годы жизни преподобного Кирилла боярин
Роман решил подарить обители село и прислал дарственную
грамоту. Преподобный Кирилл рассудил, что если обитель
станет иметь села, то для братии начнутся заботы о земле,
появятся поселенцы, иноческое безмолвие нарушится, и
отказался от дара.
Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (в миру Косма)
родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы
он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина
Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе
великого князя Димитрия Донского (1363-1389). Светская жизнь
тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского
(† 1406; память 14 июля) боярин отпустил Косму в Симонов
монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора (†
1394, память 28 ноября) с именем Кирилл. Иноческие
послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством
старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью
старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но
по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца
дозволения вкушать пищу через 2-3 дня, но опытный наставник
не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией,
только не до сытости.
Богатые и знатные люди стали посещать преподобного, чтобы
слушать его наставления. Это смущало смиренный дух святого,
и он, как ни упрашивала братия, не остался настоятелем, а
затворился в своей прежней келлии. Но и здесь частые
посетители беспокоили преподобного, и он перешел на старое
Симоново. Душа преподобного Кирилла стремилась к безмолвию,
и он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для
спасения. Однажды ночью, читая, как всегда, акафист перед
иконой Божией Матери Одигитрии, он услышал голос: "Иди на
Белоозеро, там тебе место".
В Белоезерской стороне, тогда глухой и малолюдной, он долго
ходил в поисках места, которое в видении было предназначено
для его пребывания. В окрестностях горы Мяуры у Сиверского
озера он, вместе со своим спутником преподобным Ферапонтом
(память 27 мая), поставил крест и выкопал землянку.
Преподобный Ферапонт вскоре удалился в другое место, и
преподобный Кирилл не один год в одиночестве подвизался в
подземной келлии. Однажды святой Кирилл, томимый странным
сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как
услышал голос: "Беги, Кирилл!" Только успел преподобный
Кирилл отскочить, как сосна рухнула. Из этой сосны подвижник
сделал крест. В другой раз преподобный Кирилл чуть не погиб
от пламени и дыма, когда расчищал лес, но Бог хранил Своего
угодника. Один крестьянин пытался поджечь келлию
преподобного, но, сколько ни пытался, это ему не удавалось.
Тогда со слезами раскаяния он исповедал свой грех
преподобному Кириллу, который постриг его в монашество.
Из Симоновой обители к преподобному пришли любимые им иноки
Зеведей и Дионисий, а затем Нафанаил, впоследствии келарь
обители. Многие стали приходить к преподобному и просить
удостоить их иночества. Святой старец понял, что время его
безмолвия кончилось. В 1397 году он построил храм в честь
Успения Пресвятой Богородицы.
Когда число братии умножилось, преподобный дал для обители
устав общежития, который освещал примером своей жизни. В
церкви никто не смел беседовать, никто не должен был
выходить из нее прежде окончания службы; к святому Евангелию
подходили по старшинству. За трапезу садились каждый на
своем месте, и в трапезной была тишина. Из трапезной каждый
молча шел в свою келлию. Никто не мог получать ни писем, ни
подарков, не показав их преподобному Кириллу; без его
благословения писем не писали. Деньги хранились в
монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности.
Даже пить воду ходили в трапезную.
Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и
исцелений. Некто Феодор, поступив в обитель из любви к
преподобному, потом так возненавидел его, что не мог
смотреть на святого и порывался уйти из обители. Он пришел в
келлию преподобного Кирилла и, взглянув на его седины, не
мог от стыда выговорить ни слова. Преподобный сказал ему:
"Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь
правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный
грешник". Затем преподобный Кирилл благословил Феодора и
прибавил, что он более не будет смущаться помыслом; с тех
пор Феодор спокойно жил в обители.
Однажды недостало вина для Божественной литургии, и пономарь
сказал об этому святому. Преподобный Кирилл велел принести к
нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время
голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и
он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва
хватало для братии.
Преподобный укротил бурю на озере, которая угрожала рыбакам,
предсказал, что никто из братии не умрет до его кончины,
несмотря на то, что свирепствовал мор, а после многие пойдут
вслед за ним.
Свое последнее Богослужение преподобный совершил в день
Святой Троицы. Завещав братии хранить любовь между собой,
преподобный Кирилл блаженно почил на 90-м году своей жизни 9
июня 1427 года в день памяти тезоименного ему святителя
Кирилла, архиепископа Александрийского. В первый же год по
смерти преподобного из 53 человек братии скончались 30.
Оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и
наставлением.
Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту
любовь своим ученикам. По описи 1635 года в монастыре
числилось более 2 тысяч книг, среди них 16 "чудотворца
Кирилла". Замечательными образцами духовного наставничества
и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие
до нас три послания преподобного русским князьям.
Общерусское почитание преподобного началось не позднее
1447-1448 годов. Житие святого Кирилла было написано по
поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия
Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в
Кириллов монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев и
учеников преподобного Кирилла, в том числе и преподобного
Мартиниана (память 12 января), управлявшего тогда
Ферапонтовым монастырем.
|
Святителя Кирилла, архиепископа Александрийского (444)
Рассмотрев
учение Нестория, Собор осудил его как ересь. Несторий не подчинился Собору, а
прибывший епископ Иоанн открыл беззаконный собор, который провозгласил святителя
Кирилла еретиком. Смута увеличивалась. По повелению императора архиепископы
Кирилл Александрийский и Мемнон Ефесский были заключены в тюрьму. Этой же мере
подвергся и Несторий.
Когда святитель Кирилл хотел
приблизиться к Пресвятой Владычице и воздать Ей поклонение, святитель Иоанн
Златоуст не допустил его. Матерь Божия просила святителя Иоанна простить святого
Кирилла, согрешившего против него по неведению. Увидев, что святой Иоанн медлит,
Матерь Божия сказала: "Прости его для Меня, ибо он много потрудился для Моей
чести, прославил Меня среди людей и наименовал Богородицей". Святитель Иоанн
отвечал: "По Твоему, Владычице, ходатайству прощаю его", - и затем с любовью
обнял и облобызал святителя Кирилла.
Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, выдающийся борец за
Православие и великий учитель Церкви, происходил из знатной и благочестивой
христианской семьи. Он изучил светские науки, в том числе и философию, но
больше всего стремился приобрести знание Священного Писания и истин христианской
веры. В юности святой Кирилл поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах,
где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385-412) посвятил его в
сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить
проповеди.
По смерти Патриарха Феофила святой Кирилл единодушно был избран на патриарший
престол Александрийской Церкви и возглавил борьбу с распространившейся в
Александрии ересью Новациана, который учил, что христиане, отпавшие во время
гонений от Церкви, не могут быть вновь приняты ею.
Святитель Кирилл, видя безрезультатность увещания еретиков, добился их изгнания
из Александрии. Более опасными для Церкви являлись иудеи, неоднократно
производившие возмущения, сопровождавшиеся зверскими убийствами христиан.
Святителю пришлось долго бороться с этим. Чтобы покончить и с остатками
язычества, святитель изгнал бесов из древнего языческого капища и устроил на том
месте храм. В него были перенесены мощи святых бессеребреников Кира и Иоанна.
Еще более трудная борьба предстояла святителю с возникшей несторианской ересью.
Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, в 428 году был избран на
Константинопольскую кафедру и получил возможность широко распространять свое
еретическое учение, направленное против догмата о неслитном соединении двух
естеств в Лице Господа Иисуса Христа. Несторий называл Матерь Божию не
Богородицей, а Христородицей, подразумевая, что она родила не Бога, а человека
Христа. Святой Патриарх Кирилл неоднократно писал Несторию и разъяснял его
заблуждения, но тот продолжал упорствовать. Тогда святитель направил клиру
Константинопольской Церкви послания против несторианства, а святому благоверному
царю Феодосию Младшему (408-450) - два трактата с обличением ереси. Писал
святитель Кирилл и другим Церквам - Папе Целестину и другим Патриархам, а также
инокам некоторых монастырей, предупреждая о возникновении опасной ереси.
Несторий начал открытое гонение на православных. В его присутствии один из его
приверженцев, епископ Дорофей, с церковной кафедры провозгласил анафему тем, кто
именует Пресвятую Деву Марию Богородицей.
Несторий ненавидел святителя Кирилла и в своих доносах возводил на него всякие
клеветы и измышления, называя еретиком. Святитель всеми силами продолжал
защищать Православие. Положение обострилось настолько, что возникла
необходимость в созыве Вселенского Собора, который открылся в 431 году в городе
Ефесе. На Собор прибыло 200 епископов от всех Христианских Церквей. Несторий,
ожидая прибытия епископа Антиохийского Иоанна и других сирийских епископов, не
соглашался на открытие Собора. Но отцы Собора начали заседание.
Председательствовал Александрийский Патриарх, святитель Кирилл.
Вскоре святители Кирилл и Мемнон были освобождены, и заседания Собора
продолжались. Несторий, не подчинившийся определению Собора, был лишен сана и по
повелению императора сослан в отдаленное место Сасим, в Ливийской пустыне, где
он скончался в тяжелых мучениях: его язык, хуливший Матерь Божию, постигла кара
- в нем завелись черви. Определение Ефесского Собора подписали также епископ
Иоанн Антиохийский и остальные сирийские епископы.
Святитель Кирилл управлял Александрийской Церковью 32 года: к концу его
плодотворной деятельности паства была очищена от еретиков. Мягко и осторожно
святитель Кирилл подходил к тем, кто по своей простоте и неведению впадал в
ложное мудрование. К одному старцу, подвижнику высокой жизни, неправильно
мыслившему о ветхозаветном праведнике архиерее Мелхиседеке как о Сыне Божием,
святитель обратился с просьбой помолиться Господу, чтобы Он открыл, как
правильно мыслить об этом праведнике. Через три дня старец пришел к святителю
Кириллу и сказал, что Господь открыл ему, что Мелхиседек был архиереем и
обыкновенным человеком.
Святитель Кирилл сумел преодолеть предубеждение к памяти великого святителя
Иоанна Златоуста († 407; память 13 ноября). Патриарх Александрийский Феофил,
родной дядя святителя, был противником святителя Иоанна и председательствовал на
осудившем его Соборе. Святитель Кирилл с молодых лет находился в окружении
противников Иоанна Златоуста и невольно приобрел против него предубеждение.
Преподобный Исидор Пелусиот († ок. 436-440; память 4 февраля) неоднократно писал
святителю Кириллу и побуждал его внести имя великого отца Церкви в диптих
святых, но святитель Кирилл не соглашался. Но однажды он увидел во сне дивный
храм, в котором находилась Божия Матерь, окруженная сонмом Ангелов и святых, в
числе которых стоял и святитель Иоанн Златоуст.
Святитель Кирилл раскаялся в том, что держал гнев против великого угодника
Божия. Созвав всех египетских епископов, он совершил торжественное празднование
в честь святителя Иоанна Златоуста.
Скончался святитель Кирилл в 444 году, оставив много творений. Особенно следует
отметить Толкования на Евангелия от Луки, от Иоанна, Послания апостола Павла к
Коринфянам и Евреям, а также апологию в защиту христианства против императора
Юлиана Отступника (361-363). Огромное значение имеют пять книг против Нестория,
труд о Пресвятой Троице, под названием "Сокровище", написанный против Ария и
Евномия, и два догматических сочинения о Пресвятой Троице, отличающиеся
точностью изложения Православного учения о Исхождении Святого Духа. Сочинение
против антропоморфизма написано святителем Кириллом для некоторых египтян,
которые по неведению представляли Бога в человеческом образе. В числе творений
святителя Кирилла имеются и "Беседы", среди которых особенно трогательно и
назидательно "Слово об исходе души", помещенное в славянской "Следованной
Псалтири".
|
Преподобного Александра, игумена Куштского, Вологодского (1439).
Преподобный Александр, игумен Куштский, Вологодский,
родился около 1371 года в Вологде, в миру носил имя Алексей.
Он был пострижен в Спасо-Каменном монастыре игуменом
Дионисием Святогорцем, который ввел в обители Афонский
устав. Здесь преподобный Александр прошел все виды
послушания и строгого поста и был удостоен сана иеромонаха.
Постоянно пребывал он в труде и молитве. Братия смотрела на
него как на Ангела Божия, и это тяготило преподобного
Александра. Тайно ночью он оставил монастырь и пришел на
реку Сянжему, где был густой лес и озеро. Здесь он поставил
себе келлию и проводил жизнь в молитве и крайнем
воздержании. Но мало-помалу к нему стали приходить люди.
Преподобный Александр ушел из этого места на берег
Кубенского озера, на устье речки Кушты. Здесь в это время
жил преподобный Евфимий († ок. 1465; память 11 апреля).
Святой Александр предложил ему обменяться келлиями. Святой
Евфимий согласился и при прощании оставил на благословение
преподобному Александру свой крест. Тихая пустынь очень
полюбилась преподобному Александру. Подойдя к озеру, он
погрузил крест в воду и молил Господа, чтобы он собрал здесь
ревнителей крестного пути. Спустя некоторое время к
преподобному Александру пришел один старец, с которым он
прожил 5 лет. Когда пришел третий брат, преподобный
Александр решил устроить храм в честь Успения Пресвятой
Богородицы. Святой отправился в Ростов к архиепископу
Дионисию (1418-1425) своему бывшему игумену, который
благословил устроение храма. Однажды, когда в отсутствие
Заозерского князя Димитрия Васильевича на его отчину напали
татары, пятеро из них прискакали в Куштскую обитель.
Преподобный Александр спокойно встретил их и осенил крестом.
Татары пали, как мертвые, и пролежали без чувств несколько
часов, пока преподобный Александр не пробудил их от
оцепенения Именем Живоначальной Троицы.
По смерти князя Димитрия его вдова, княгиня Мария, которая
очень почитала преподобного Александра, пожертвовала на
поминовение мужа село в пользу обители. Однажды она пришла в
обитель и вошла в храм, где преподобный Александр, с
обнаженной грудью, которую терзали насекомые, читал
Псалтирь. Преподобный огорчился таким ее посещением и
сказал: "Не следует тебе, княгиня, надзирать за нашим
убожеством". Княгиня смиренно просила прощения. Преподобный
благословил ее, но сказал: "Корми свою нищету в доме".
Возвратясь, княгиня занемогла и приехала просить молитв о
выздоровлении. Но преподобный Александр прозрел ее кончину и
сказал: "Пусть готовится к той жизни". Спустя 20 дней
княгиня Мария скончалась.
На монастырском гумне была собрана пшеница. Один крестьянин
решил своровать мешок, но никак не мог поднять его.
Преподобный застал его и сказал: "Напрасно ты, сын мой,
поднимаешь не по силам". Обличенный вор бросился к ногам
святого, прося прощения, но преподобный Александр велел ему
еще прибавить пшеницы и, сделав наставление впредь не брать
чужого, благословил взять мешок и идти с Богом. Прощенный
крестьянин легко понес благословенную ношу, благодаря
великодушного старца.
Предчувствуя близость кончины, преподобный Александр сказал
пребывавшим с ним: "Слабею я, а вы терпите на этом месте,
храните смирение и взаимную любовь". В воскресный день он
совершил Божественную литургию, причастился Святых Таин.
Потом со слезами на коленях помолился за себя и за свою
обитель и на 68 году мирно предал свой дух Господу 9 июня
1439 года.
По завещанию преподобного Александра его тело было положено
у полуденной стороны алтаря. Год спустя над его гробом
выросло рябиновое деревце. Однажды в праздник Успения
Пресвятой Богородицы крестьянский мальчик отломил ветку от
этого дерева и внезапно рука его разболелась. Родители с
молитвой привели сына на гроб преподобного, и он исцелился.
С тех пор народ стал брать с дерева ягоды на исцеление.
Ученики построили над гробом преподобного Александра теплую
церковь в честь святителя Николая и осветили ее в день
памяти преподобного Александра. Многие больные, которых
приводили в храм, видели преподобного Александра вместе со
святителем Николаем, молящихся вместе или кадящих храм.
Больные получали исцеления при гробе преподобного Александра
Куштского.
|
Прав. Алексия Московского (1923).
Прп. Александра, игумена Куштского (1439).
Мцц. Феклы, Марфы и Марии в Персии (346).
Блж. Кирилла Вельского (Важского).
Св. Колумба Ионского, просветителя Шотландии
(597) (Кельт. и Брит.).
Св. Баифина Тирийского (600) (Кельт. и
Брит.).
Сщмч. Александра Прусского (Греч.).
Прп. Кирилла (Греч.).
3-х мцц. дев Хиосских (Греч.).
Преп. Иоанна Шавтели, еп. Гаенатского (XIII)
(Груз.).
<< 21 июня |
23 июня >>
20 апреля 2025
года
- Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и
Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2025 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 13 апреля 2025 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 29 мая 2025 г.
Вознесение Господне
• 8 июня 2025 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
•
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
14
октября
Покров Пресвятой Богородицы
• 3 марта - 19 апреля 2025 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2025 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2025 г. - 6 января 2026
г.
Рождественский пост
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
• 10 - 15 февраля 2025 г.-
Мытаря и фарисея
• 24 февраля - 2 марта 2025 г. -
Сырная (Масленица)
• 21-26 апреля 2025 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 8-14 июня 2025 г. -
Троицкая
• 22 февраля 2025 г. -
• 15, 22 и 29 марта
2025 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 29 апреля 2025 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 7 июня 2025 г. -
Суббота Троицкая
• 1 ноября 2025 г. -
Суббота Димитриевская