|
Православный календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в июне 2025 года: |
|
|
Собор Сибирских святых.
С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, учрежденной в 1620 году как архиепископия, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие сибирские епархии.
Бывший «стольный град Сибири» Тобольск, основанный в 1587
году, стал кафедральным городом. Из Тобольска во все концы
Сибири уходили миссионеры просвещать людей светом Христовой
веры.
В самом начале своего бытия Тобольская епархия имела в лике
святых, благодатию Божиею прославленных, святого праведного
мученика Василия Мангазейского (23 марта 1600). В
последующие времена Господь явил здесь множество других
подвижников веры и благочестия, прославивших землю Сибирскую
святостью своей жизни и трудами на благо Церкви и Отечества.
В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Пимена, в связи с подготовкой к
празднованию 1000-летия Крещения Руси, было установлено
празднование в честь Собора Сибирских святых, которое
определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя
Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца
(1711 —1715).
10/23 июня 1984 года в Тобольске (ныне в составе
Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают
мощи святителя Иоанна, было совершено первое празднование
Собору Сибирских святых.
На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и
Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист
святителю Иоанну пред гробницей с его святыми мощами и
освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к
празднику иконописцами мастерской Московской Патриархии.
На
иконе изображены следующие святые и подвижники благочестия:
Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет
(в схиме Феодосии) (1857, память 21 декабря); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского
(1787, память 10 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский
(1771, память 30 марта); святитель Димитрий, митрополит
Ростовский (1709, память 21 сентября); святитель Иоанн,
митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец (1715, память
10 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский (1879,
память 31 марта); святитель Павел, митрополит Тобольский
(1770, память 4 ноября); святитель Иннокентий, епископ
Иркутский (1731, память 26 ноября и 9 февраля); святитель
Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский (1727,
память 31 мая);
Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон (1681, память 4
января); архиепископ Тобольский Нектарий (1636—1640);
архимандрит Верхотурский Арефа (1910, память 15 мая);
праведный Симеон Верхотурский (1642, память 12 сентября);
святитель Мелетий, архиепископ Харьковский (1840, память 12
февраля); преподобный Герман Аляскинский (1837, память 13
декабря и 27 июля); святой мученик Василий Мангазейский
(1600, память 23 марта, 6 июня и 10 мая); архиепископ
Тобольский и Сибирский Варлаам (1802, память 27 декабря);
митрополит Тобольский и Сибирский Антоний (1740, память 27
марта).
Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый (1706, память 1 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский Тобольский (1820, память 14 мая); епископ Герасим Астраханский (1880, память 24 июня); епископ Рязанский Мелетий (1900, память 14 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайской миссии (1847, память 18 мая); праведный Стефан Омский (1876, память 30 июня); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря (1797, память 17 декабря).
Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый (1701, память 16 апреля); блаженная Домна, старица Томская (1872, память 16 декабря); преподобный Даниил Ачинский (1843, память 15 апреля); праведный отрок Петр Томский (1820, память 4 марта); праведный Феодор Кузьмин Томский (1864, память 20 января); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский (1846, память 5 октября).
|
Священномученика Тимофея, епископа Прусского (361-363)
Священномученик Тимофей, епископ города Пруссы (Вифиния), за чистоту и
святость жизни получил от Господа дар чудотворения.
В Пруссе многих язычников он обратил к вере Христовой. Император Юлиан Отступник (361-363), услышав о святом Тимофее, заключил его в темницу, но и там святитель продолжал Евангельскую проповедь.
Юлиан вновь запретил ему учить о Имени Иисуса Христа, но святой безбоязненно продолжал распространять христианскую веру. Тогда император приказал обезглавить святого. Впоследствии святые мощи епископа были перенесены в Константинополь.
|
Обретение мощей святителя Василия, епископа Рязанского (1609).
Обретение и перенесение святых мощей святителя Василия,
епископа Рязанского (память 3 июля), было совершено
Рязанским архиепископом Феодоритом (1605-1617).
В Смутное время Промыслу Божию угодно было прославить
святителя Василия: 10 июня 1609 года состоялось открытие его
святых мощей и перенесение их в Успенский (впоследствии
Рождественский) собор в Кремле Переяслава Рязанского,
который со времени епископа Рязанского Ионы II (1522-1547)
был кафедральным.
Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом
клиросе, подле иконостаса. Тогда же были составлены тропарь
и кондак святителю. С этого времени имя святителя Василия
"поминается во всех церквах Рязанской епархии". К нему
прибегают как к "присному заступнику своему, в скорби и
напасти помощнику".
При архиепископе Моисее (1638-1651), в 1638 году над мощами
святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней
помещен муромский образ Пресвятой Богородицы - "Моление
Василия". Известно, что в это время в рязанских храмах
совершались молебны святителю Василию. 10 июня 1645 года при
архиепископе Моисее впервые торжественно праздновалось
перенесение мощей святителя.
Особенно усердным почитателем Рязанского Первосвятителя
считается архиепископ Мисаил (1651-1655). По его повелению в
1653 году была сделана надпись на большой серебряной
водосвятной чаше: "Сия чаша в Переяслав Рязанский, в
соборную церковь Успения и святых страстотерпцев Бориса и
Глеба, и иже во святых отца нашего Василия, епископа
Рязанского, чудотворца".
В 1655 году святитель Василий был изображен на серебряном
кресте вместе со святым Иоанном Предтечей и святителем
Ионой, митрополитом Московским. В 1712 году при митрополите
Стефане Яворском над местом первоначального погребения
святителя Василия, у Борисоглебской церкви, была устроена
каменная часовня усердием подъячего Никиты Алтухова.
В 1722-1723 годах при императоре Петре I состоялось
формальное расследование о святителе, после которого
святитель Василий был изображен на иконе вместе с другими
русскими святыми. Митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов)
в бытность епископом Рязанским (1752-1757) составил службу
святителю Василию, "взявши во внимание прежде написанные
тропарь, кондак и канон". При нем же над мощами святителя
Василия была сделана новая гробница наподобие раки с иконой
святителя.
В 1782 году рака над мощами святителя Василия была
великолепно украшена архиепископом Рязанским и Зарайским
Симоном (Лаговым) (1778-1804). В 1810 году при архиепископе
Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове) последовал Указ
Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в Неделю
Всех святых. 4 октября 1836 года был торжественно открыт
новый памятник на месте обретения мощей святителя Василия,
воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебской церкви Симеона
Панова.
В 1871 году архиепископ Алексий (Ржаницын, 1867-1876) первый
раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в
день памяти святителя Василия, 3 июля. При архиепископе
Палладии (Раеве, 1876-1882) Указом Святейшего Синода 1881
года утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3
июля - в день блаженной кончины и 10 июня - в день
перенесения его святых мощей.
В настоящее время святитель Василий особенно почитается на
Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется
его икона, а в большинстве храмов, кроме того, - настенное
изображение святителя, плывущего по воде на мантии с
Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе
каждую среду вечером ему совершается акафистное пение.
|
Святителя Иоанна, митрополита Тобольского (1715).
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, чудотворец, в миру Иоанн Максимович, родился в городе Нежине в 1651 году.
У его отца Максима Васильевича и матери Евфросинии было семеро сыновей, из которых Иоанн был старший. По окончании Киево-Могилянской Коллегии (позже преобразованной в Киевскую духовную академию) будущий Святитель был оставлен при ней учителем латинского языка. Тогда же, в 1680 году, он принял в Киево-Печерской обители монашество и углубился в подвиг внутреннего делания. С общего согласия братства молодому иноку поручили ответственное послушание проповедника.
С того времени и раскрываются его исключительный талант красноречия и
благодатные дарования. Он придавал особое значение внутреннему религиозному
самопознанию. Сразу же определилась и главная тема его жизни: "Как человек
должен свою волю согласовывать с волей Божией?" Ее он развивал и в проповедях, и
в своем последующем миссионерском служении. Ответом на нее явился труд, изданный
в конце его долгой подвижнической жизни под названием "Илиотропион
("Подсолнечник"), или сообразование человеческой воли с Божественною волею". Из
многочисленных творений святых отцов Православной Церкви оно наиболее полно
отвечает на этот большой вопрос христианской сотериологии.
В 1685 году его отправили с посольством в Москву. Там Патриархом Иоакимом
(1674-1690) он был назначен наместником Брянского Свенского монастыря,
подчиненного тогда Киево-Печерской Лавре.
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, в 1695 году, незадолго до своей
кончины († 1696, память 5 февраля), назначил иеромонаха Иоанна архимандритом
Черниговского Елецкого монастыря и наметил его своим преемником по кафедре.
(Святитель Иоанн благоговел к памяти святителя Феодосия, веруя в силу его
молитвенного предстательства пред Господом, и по своей вере получил благодатное
исцеление от тяжелой болезни по молитвам святителя Феодосия. В самый разгар
болезни ему явился святитель Феодосий и сказал: "Служи завтра - и будешь
здоров". На другой день святитель, совершенно здоровый, к удивлению всех
отслужил Божественную литургию. Чудо исцеления святителя Иоанна послужило
началом чествования святителя Феодосия как благодатного угодника Божия.)
10 января 1697 года Патриарх Московский и всея Руси Адриан (1690-1700) с собором
епископов хиротонисал архимандрита Иоанна во епископа Черниговского в Большом
Успенском соборе Московского Кремля. По вступлении в управление епархией епископ
Иоанн создает при Черниговской архиерейской кафедре Коллегиум, подобно Киевской
академии, который, по мысли Святителя, должен был украсить "Черниговские Афины"
- школу просвещенного благочестия. Ввиду высокого уровня Богословского
образования и воспитания школа святителя Иоанна получила широкую известность. По
существу, это была первая семинария в России, по образцу которой стали
открываться духовные семинарии в других епархиях Русской Церкви.
Тогда же Святитель открыл типографию, в которой он и его преемники издали много
сочинений духовно-нравственного содержания.
Жизнь святителя Иоанна светилась высокими добродетелями, особенно же смирением.
Она отобразилась и в его творениях: "Нравоучительное зерцало" (Чернигов, 1703 и
1707 гг.), "Алфавит, рифмами сложенный" (1705 г.), "Богородице Дево" (1707 г.) "Феатрон,
или позор нравоучительный" (1708 г.), "Толкование на 50-й псалом" (Чернигов,
1708 г.), "Толкование на "Отче наш" и "Осмь блаженств евангельских"" (1709 г.),
"Царский путь Креста" (Чернигов, 1709 г.), "Богомыслие в пользу правоверным"
(1710 и 1711 гг.), "Синаксарь о победе под Полтавою" (1710 г.), "Путник"
(рукопись), "Духовные мысли" (М., 1782 г.).
В Чернигове в 1714 году Святитель впервые издал и свой главный труд, написанный
на латинском языке. (Особенностью выпускников Киевской школы было то, что свои
сочинения они писали на классической латыни. Профессор И. А. Максимович в 1888
году перевел "Илиотропион" на современный русский язык и издал вначале по частям
в "Черниговских епархиальных ведомостях", затем отдельной книгой - Киев, 1896.
Сокращенный вариант опубликован в "Журнале Московской Патриархии", 1976, № № 5,
6). С его именем связан также "Латино-греко-российский лексикон".
Известна связь святителя Иоанна со Святой Горой Афон. Он принимал особенно
горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им
существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская
грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об его отношении
к святогорцам.
14 августа 1711 г. святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на
кафедру Тобольскую и всея Сибири. Святитель неустанно заботился о просвещении
своей епархии. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал
школу, открытую его предшественником, знаменитым миссионером митрополитом
Филофеем (Лещинским; † 1727), продолжил апостольскую проповедь среди язычников
Сибири, обратив ко Христу многие тысячи людей.
В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом
Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу,
использовав созданную им в Чернигове типографию. К тому времени относится
издание митрополитом Иоанном "Илиотропиона" на славяно-русском языке (1714 г.),
чтобы его понимали и сибиряки.
О жизни Святителя в Сибири летописец говорит: "Был тих, скромен, благорассудлив,
о бедных сострадателен, милостив". Часто он помогал людям. Тайно, а иногда в
одежде простого инока приносил в дома нуждавшихся щедрую милостыню со словами: "Приимите
во Имя Иисуса Христа". Его дом в Тобольске всегда был открыт для всех
нуждавшихся в помощи и слове утешения. Даже в день преставления, 10 июня 1715
года, святитель Иоанн после Божественной литургии, как это было в обычае у него
и раньше, устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков и сам
прислуживал за столом. Затем, простившись со всеми, Святитель удалился в свои
покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве, стоя на коленях.
Святитель был погребен в приделе святителя Иоанна Златоуста Тобольского
Успенского-Софийского собора.
Святитель Иоанн издавна чтится в Сибири. Ввиду многочисленных чудес и давнего
местного почитания памяти святителя Иоанна в 1916 году Церковь установила
всероссийское празднование в день преставления Святителя к Богу - 10 июня.
Память о святителе Иоанне бережно хранят сибиряки и все верующие русские люди.
Он и поныне почивает в тобольском соборе Покрова Божией Матери. Служба ему была
переиздана по благословению Святейшего Патриарха Алексия митрополитом
Варфоломеем (Городцовым) в 1947 году в городе Новосибирске.
|
Мучеников Александра и Антонины девы (ок. 313).
Святая Антонина происходила из города Кродамна (Малая Азия ). Как христианку ее привели к правителю Фисту, который уговаривал ее поклониться языческим богам, обещая дать почетное звание жрицы богини Артемиды, но святая мужественно исповедала Христа и убеждала правителя отказаться от поклонения бесам в образе идолов. Фист приказал бить святую по лицу и заключить в темницу.
Мученица все время пребывала в молитве, ничего не пила и не ела, но однажды услышала глас Божий: "Антонина, подкрепись пищей и будь мужественна: Я с тобой". Когда ее вновь привели к правителю, мученица продолжала твердо стоять за христианскую веру и обличать язычников. Правитель решил отдать святую деву на поругание воинам, но Господь внушил одному из них, святому Александру, спасти мученицу. Он испросил разрешение войти к деве, чтобы склонить ее исполнить волю правителя.
Святой Александр предложил мученице надеть его одежду и бежать. Святая Антонина устрашилась, но Господь повелел ей согласиться. Надев плащ воина, она, никем не узнанная, вышла из своего заключения. Посланные Фистом воины нашли святого Александра одного. На вопросы правителя он не отвечал ни слова, был предан истязаниям и беспощадно избит.
По внушению Господа Иисуса Христа святая Антонина тоже предстала перед Фистом. Им обоим отсекли руки, затем обмазали смолой и бросили в яму, где пылал огонь. Когда огонь потух, яму засыпали землей, чтобы христиане не могли собрать даже костей мучеников. Возвратившись домой, Фист онемел, не смог ни пить, ни есть, и после семидневных тяжких мучений умер. Святые мученики Александр и Антонина скончались 3 мая 313 года. В Прологах их память помещается под 10 июня. Мощи святых были перенесены в Константинополь и положены в Максимовом монастыре.
|
Собор Рязанских святых.
Сщмчч. Николая, Василия пресвитеров и мч.
Павла (1918).
Сщмч. Тимофея пресвитера (1940).
Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних
пещерах (XIII-XIV).
Прп. Феофана Антиохийского (369).
Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409).
Свт. Павла, митр. Тобольского (1770).
Сщмч. Митрофана, 1-го пресв. Китайского
(1900).
мч. Неаниска Мудрого, Александрийского
(Греч.).
Прп. Канида Каппадокийского (Греч.).
Свт. Аполлона (Греч.).
Свт. Алексия, еп. Вифинийского (Греч.).
Свт. Астерия, еп. Петрского (IV).
<< 22 июня |
24 июня >>
20 апреля 2025
года
- Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и
Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2025 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 13 апреля 2025 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 29 мая 2025 г.
Вознесение Господне
• 8 июня 2025 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
•
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
14
октября
Покров Пресвятой Богородицы
• 3 марта - 19 апреля 2025 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2025 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2025 г. - 6 января 2026
г.
Рождественский пост
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
• 10 - 15 февраля 2025 г.-
Мытаря и фарисея
• 24 февраля - 2 марта 2025 г. -
Сырная (Масленица)
• 21-26 апреля 2025 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 8-14 июня 2025 г. -
Троицкая
• 22 февраля 2025 г. -
• 15, 22 и 29 марта
2025 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 29 апреля 2025 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 7 июня 2025 г. -
Суббота Троицкая
• 1 ноября 2025 г. -
Суббота Димитриевская