TamBY.info
|
Православный календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в марте 2025 года: |
|
|
Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает "блаженный, юродивый", и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят.
В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на
Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему
участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, "прииде царь... с
великою яростию, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинныя люди и кровь многую
пролити".
Весь город молился об отвращении царского гнева. Услышав колокольный звон к
утрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской (в
Любятове стояло царское войско) иконе Умиления Божией Матери (память 19 марта)
"умилившись сердцем, сказал своим воинам: "Иступите мечи о камень, да престанут
убийства"".
Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот
своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. На одной из улиц навстречу
царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал
царю: "Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови".
Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим.
Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. Царь
слушал молебен в Троицком соборе, поклонился мощам святого благоверного князя
Всеволода-Гавриила (память 11 февраля) и пожелал получить благословение у
блаженного Николая.
Когда царь пришел в келлию блаженного, тот сказал: "Не замай, минухне, нас (не
трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежати". Юродивый
предложил царю на угощение кусок сырого мяса. "Я христианин и не ем мяса в
пост", - сказал ему Иоанн. - "Ты пьешь кровь человеческую", - отвечал ему
блаженный, поучая царя "многими ужасными словесы", чтобы тот прекратил убийства
и не грабил святые Божии церкви. Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол
с Троицкого собора, и тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя.
Молитва и слово блаженного пробудили совесть царя. Испуганный сбывшимся
пророчеством и обличенный в злодеяниях, Грозный, приказав остановить грабеж,
бежал из города. Опричники, свидетели этого, писали: "Могущественный тиран...
ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий
устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов".
Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком
соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и,
впоследствии, архипастыри.
Местное почитание блаженного началось спустя всего 5 лет после его кончины. В
1581 г., при осаде Пскова войсками польского короля Стефана Батория, кузнецу
Дорофею было явление Божией Матери с сонмом псковских святых, молившихся за
город, среди которых был и блаженный Николай (сведения о Псково-Покровской иконе
Божией Матери помещены I октября). В кафедральном Троицком соборе Пскова и ныне
почивают мощи блаженного Николая Псковского, который "плотски в юродстве быв,...
горняго Иерусалима гражданин явися.., царску державу и смысла свирепство на
милость обратив".
|
Преподобного Василия исповедника (ок. 750)
Преподобный Василий исповедник был иноком и пострадал в царствование иконоборца Льва Исавра (717-741). Когда началось гонение на почитателей святых икон, святой Василий вместе со своим сподвижником преподобным Прокопием (память 27 февраля) был предан многим истязаниям и заключен в темницу, где оба мученика томились долгое время, до самой смерти нечестивого императора. Когда святых исповедников Василия и Прокопия освободили вместе с другими почитателями святых икон, они продолжили свой иноческий подвиг, наставляя многих в православной вере и добродетельной жизни. В 750 году преподобный Василий мирно скончался.
|
Преподобных жен Марины, Киры и Домники (ок. 450)
Преподобная Марина |
Преподобная Кира |
Преподобные Марина и Кира, родные сестры, жили в IV веке в городе Берии (Малая Азия). Родители их были знатными и богатыми, но сестры, достигнув совершеннолетия, оставили дом и удалились из города. Отгородив небольшой уголок земли, святые девы завалили вход в свое убежище камнями и глиной, оставив лишь небольшое отверстие, через которое им подавали пищу, и жили там под открытым небом.
На теле они носили тяжелые железные вериги и терпеливо переносили голод: в течение трех лет они принимали пищу один раз в 40 дней. К ним пришли их прежние служанки, желая присоединиться к их подвижнической жизни. Святые поместили их в отдельном домике недалеко от ограды и руководили ими, возбуждая к подвигам молитвы и поста. Жизнь святых подвижниц Марины и Киры хорошо знал блаженный Феодорит, епископ Кирский: его одного, из почтения к святительскому сану, допускали святые девы в свое жилище.
Блаженный Феодорит беседовал с ними и убеждал не обременять себя ношением вериг, которые были так тяжелы, что слабая телом Кира под их тяжестью всегда была согнута и не могла выпрямиться. Так подвизались они в течение 40 лет. Свое уединение они нарушили лишь для того, чтобы совершить путешествие в Иерусалим для поклонения Гробу Господню. Во время странствия они не принимали никакой пищи, пока не поклонились Святым местам, возвращаясь обратно, также ничего не вкушали. Такой же подвиг они совершили еще раз, когда путешествовали ко гробу первомученицы равноапостольной Феклы в Исаврию. Скончались преподобные Марина и Кира около 450 года.
|
Священномученика Протерия, патриарха Александрийского (457).
Во время патриаршества Диоскора (444-451), который был последователем монофизитского лжеучения Евтихия, в Александрии жил пресвитер Протерий, который бесстрашно обличал еретиков и исповедовал православную веру. В 451 году на Халкидонском Вселенском Соборе ересь Евтихия была осуждена и составлено определение, по которому Христос исповедуется, как Совершенный Бог и Совершенный Человек, пребывающий в двух природах неслиянно и нераздельно. Еретик Диоскор был низложен и изгнан, а на Александрийский патриарший престол был возведен Протерий, отличавшийся строгой и добродетельной жизнью.
Однако, в Александрии оставалось много приверженцев Диоскора, которые восстали
против избрания Протерия, произвели мятеж и сожгли воинов, присланных для их
усмирения.
Благочестивый император Маркиан (450-457) лишил александрийцев всех льгот,
которыми они пользовались, и послал новый усиленный отряд воинов. Тогда жители
города смирились и просили Патриарха Протерия ходатайствовать перед императором
о возвращении им прежних привилегий. Незлобивый святитель согласился и легко
достиг просимого.
После смерти Маркиана еретики опять подняли головы.
Пресвитер Тимофей, домогавшийся патриаршего сана, воспользовавшись отсутствием
правителя города, выступил во главе мятежников. Святитель Протерий решил
оставить Александрию, но в ту же ночь он увидел во сне святого пророка Исаию,
который сказал ему: "Возвратись в город, там я буду ждать тебя". Святой понял,
что это - предупреждение о мученической кончине, возвратился в Александрию и
укрылся в крестильне.
Мятежные еретики ворвались в это убежище и убили Патриарха и еще шесть человек,
бывших с ним. Их не остановило даже то, что происходило это в самый канун Пасхи
- в Великую Субботу. В ярости своей они дошли до того, что, привязав веревку к
телу убитого святителя, вытащили его на улицу, били, терзали и, наконец, сожгли,
а прах развеяли по ветру († 457).
Православные известили об этом святого императора Льва (457-474) и святителя
Анатолия, Константинопольского Патриарха (449-458). В Александрию прибыло
войско, мятеж был подавлен, Тимофей предан суду и сослан.
По кончине священномученика, современные ему четыре епископа фракийские писали:
"Святейшего Протерия полагаем в чине и лике святых и просим Бога быть
милосердным и милостивым к нам его молитвами".
|
Сщмч.
Арсения (Мациевича), митр. Ростовского
(1772).
Сщмч. Сергия пресвитера (1932).
Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250).
Апп. Нимфы и Еввула.
6-ти свв. мчч. египетских.
Прп. Романа пустынника Кондатского
(Галл.).
Новомчц. Кир-Анны, Солунской (1751)
(Греч.).
Прп. Варсуса, еп. Дамасского (Греч. ).
<< 12 марта |
14 марта >>
20 апреля 2025
года
- Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и
Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2025 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 13 апреля 2025 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 29 мая 2025 г.
Вознесение Господне
• 8 июня 2025 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
•
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
14
октября
Покров Пресвятой Богородицы
• 3 марта - 19 апреля 2025 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2025 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2025 г. - 6 января 2026
г.
Рождественский пост
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
• 10 - 15 февраля 2025 г.-
Мытаря и фарисея
• 24 февраля - 2 марта 2025 г. -
Сырная (Масленица)
• 21-26 апреля 2025 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 8-14 июня 2025 г. -
Троицкая
• 22 февраля 2025 г. -
• 15, 22 и 29 марта
2025 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 29 апреля 2025 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 7 июня 2025 г. -
Суббота Троицкая
• 1 ноября 2025 г. -
Суббота Димитриевская