TamBY.info

 

Православный календарь.
Ноябрь 2024 года.

    ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ


Православные праздники, памятные дни, посты в ноябре 2024 года:



Холодная пища без растительного масла, неподогретое питьё

Горячая пища без растительного масла

Рыба, горячая пища с растительным маслом

2024 г.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь



29 ноября
(16 ноября по старому стилю):


Рождественский пост


 

Апостола и евангелиста Матфея (60).

 


Святой апостол и евангелист Матфей, именуемый также Левием (Мк. 2, 14; Лк. 5, 27), апостол из двенадцати (Мк. 3, 18; Лк. 6, 45; Деян. 1, 13), брат апостола Иакова Алфеева (Мк. 2, 14). Был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи.

Он жил в галилейском городе Капернауме. Матфей, услышав глас Иисуса Христа: "Иди за Мной" (Мф. 9, 9), оставил свою должность и пошел за Спасителем. Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря - такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово "мытарь" звучало для иудеев так же как слова "грешник" и "идолопоклонник". Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним - осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь "пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Мф. 9, 13).


Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами с проповедью к "погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 10, 6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.


Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, апостол Матфей вначале 8 лет проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в Евангелии земную жизнь Спасителя мира - Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.


В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие написано святым Матфеем в 42-м году (по Рождестве Христовом) на современном ему еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст до нас не дошел, но о нем напоминают многие лингвистические и культурно-исторические особенности греческого перевода текста. Апостол Матфей проповедовал среди народа, имевшего вполне определенные религиозные представления о Мессии. Его Евангелие является ярким доказательством того, что Иисус Христос - подлинный Мессия, предреченный пророками, и другого не будет (Мф. 11, 3). Речи и деяния Спасителя евангелист излагает в трех разделах, соответствующих трем сторонам служения Мессии: как Пророка и Законодателя (гл. 5-7), Царя над миром видимым и невидимым (гл. 8-25) и Первосвященника, приносящего Жертву за грехи всех людей (гл. 26-27). Богословское содержание Евангелия, кроме христологической темы, включает также учение о Царствии Божием и о Церкви, которое Господь излагает в притчах о внутренней готовности к вхождению в Царство (гл. 5-7), о достоинстве служителей Царства в мире (гл. 10-11), о признаках Царства и его возрастании в душах человеческих (гл. 13), о смирении и простоте наследников Царства (18, 1-35; 19, 13-30; 20, 1-16; 25-27; 23, 1-28), об эсхатологическом раскрытии Царства во Втором Пришествии Христовом и в повседневной духовной жизни Церкви (гл. 24-25). Царство Небесное и Церковь тесно сопряжены в духовном опыте христианства: Церковь есть историческое воплощение Царства Небесного в мире, а Царство Небесное есть Церковь Христова в ее эсхатологической совершенности (16, 18-19; 28, 18-20).


Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Лидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон.


Когда святой апостол усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими. Когда святой апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников.

 

Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана.

 

Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, а он отошел ко Господу († 60).


Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих еще не оставил. По его приказу, тело святого Матфея положили в железный гроб и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться Этому Единому, Истинному Богу.


В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Вместе с епископом на берег моря пришел и правитель Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.



Преподобного Сергия, игумена Малопинежского

 

Преподобный Сергий Малопинежский (в миру Симеон) родился в 1493 году.

Его отец, Маркиан Стефанович Неклюд, происходил из новгородских бояр.

 

Вместе с другими согражданами ушел из родных мест "в сторону студеного моря", когда Иваном III окончательно был покорен под власть Москвы вольный Новгород.

Там, на севере, Маркиан Степанович женился на Аполлинарии, девушке из богатой и благородной семьи.

Благочестивые супруги воспитали своего сына Симеона в страхе Божием, дали ему хорошее образование, привили любовь "к книжному учению". Состарившись, Маркиан и Аполлинария по обоюдному согласию приняли монашеский постриг.

Маркиан (в иночестве Матфей) был впоследствии игуменом Воскресенской обители в городе Кевроле.

Аполлинария скончалась в схиме с именем Пелагия.

Симеон в возрасте 30 лет был рукоположен во пресвитера к церквам Преображения Господня и великомученика Георгия в Малопинежской волости. Святой пресвитер Симеон 62 года с любовью исполнял пастырское служение.

С апостольской ревностью он трудился над обращением языческой чуди.

Успеху проповеди много способствовали редкие личные достоинства пастыря.

Как отмечает летопись, имел он душу милостивую и чистый помысл, сердце бодрое, смирение и крепость молчаливую, любовь воистину нелицемерную, был милостив к нищим до самоотвержения.

В последний год своей жизни преподобный принял схиму с именем Сергий и скончался 16 ноября 1585 года.

По завещанию святого, его похоронили около алтаря Преображенской церкви.

Над могилой его была поставлена часовня.

О многочисленных чудесах, которые совершались у могилы преподобного, повествует древнее рукописное сказание.



Новосщмч. прот. Феодора Колерова и с ним мчч. Анании Бойкова и Михаила Болдакова (1929).
Сщмчч. Иоанна, Николая, Виктора, Василия, Макария и Михаила пресвитеров, прмч. Пантелеимона (1937).
Мч. Димитрия (1938).
Сщмч. Филумена Святогробца (1979).
Прав. Фулвиана, кн. Ефиопского, во св. Крещении Матфея (I).
Сщмч. Ипатия, еп. Гангрского.
Св. Ичериуса Лионского (449).
Св. Лубуинуса миссионера Фрисландского (773) (Нидерл.).
Св. Отмара игумена и основателя монастыря в Швейцарии (759).


<< 28 ноября | 30 ноября >>



Православные праздники и посты в 2024 году


5 мая 2024 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха)



Церковные многодневные посты

18 марта - 4 мая 2024 г.
Великий пост

 

1 - 11 июля 2024 г.
Петров (Апостольский) пост

14 - 27 августа 2024 г.
Успенский пост

28 ноября 2024 г. - 6 января 2025 г.
Рождественский пост



Церковные однодневные посты

среда и пятница всего года,

за исключением сплошных седмиц и Святок

18 января
Крещенский сочельник

11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи

27 сентября
Воздвижение Креста Господня


Сплошные седмицы

7-18 января -
Святки

26 февраля -2 марта 2024 г.-
Мытаря и фарисея

11-17 марта 2024 г. -
Сырная (Масленица)

6-11 мая 2024 г. -
Пасхальная (Светлая)

24-29 июня 2024 г. -
Троицкая


 

Дни особого поминовения усопших
9 марта 2024 г. -
Вселенская родительская суббота

30 марта, 6 и 13 апреля 2024 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста

14 мая 2024 г. -
Радоница

9 мая -
Поминовение усопших воинов

22 июня 2024 г. -
Суббота Троицкая

2 ноября 2024 г. -
Суббота Димитриевская



© 2008-2024 | Tamby.info | Обратная связь