|
Православный календарь. |
Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237-1239 года, и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата (память 8 февраля), особо почитаемого русскими князьями-воинами.
Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле и святому князю Феодору. В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского († 1167; память 14 марта).
Старшие братья, наследники, поделили между собой
земли отца своего, выделив младшему - отроку
Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его
детство, здесь учился он Священному Писанию,
церковной службе и воинскому искусству.
В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии
Васильевне, дочери святого благоверного князя
Василия Ярославского († 1249; память 3 июля), и
стал князем Ярославским. У них родился сын
Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он
много времени проводил в ратных трудах и
походах, сына его воспитывала теща, княгиня
Ксения. В 1277 году соединенные дружины русских
князей, среди которых был святой Феодор, в союзе
с татарскими войсками, участвовали в походе в
Осетинскую землю и во взятии "славного града их
Тетякова". Союзные войска одержали в этой войне
полную победу. Дело в том, что со времен святого
Александра Невского († 1263; память 23 ноября)
ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и
военную мощь православной Руси, были вынуждены
изменить свое отношение к ней, стали привлекать
русских князей к союзу, обращаться к ним за
военной помощью. Русская Церковь промыслительно
использовала это сближение для христианского
просвещения инородцев. Уже в 1261 году
стараниями святого Александра Невского и
митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой
Орды, была учреждена епархия Русской
Православной Церкви. В 1276 году
Константинопольский Собор под председательством
патриарха Иоанна Векка (1275-1282) отвечал на
вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о
порядке крещения татар и принятии в православие
бывших среди них монофизитов и несториан. В эти
годы и оказался в Орде святой князь Феодор.
Отличавшийся ратными подвигами в осетинском
походе, он вызвал к себе особенное расположение
хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к
Православной Церкви, выдавшего первый ханский
ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту
Кириллу. В летописи сказано: "А князя Теодора
Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его
вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити
мужества ради и красоты лица его". Три года
пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, "царь
отпустил его с великой честью", и князь прибыл в
Ярославль. К этому времени супруга его, Мария,
уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с
внуком Михаилом. Ярославцы не приняли
вернувшегося из Орды князя: "не прияша его во
град, но рекоша ему: "Сей град княгини Ксении и
есть у нас князь Михайло"".
Святой Феодор должен был вернуться в Орду.
Царица, жена хана Менгу-Темира, "его любяше зело
и хотяше за него дщерь свою дати". Такой брак
имел бы для Руси большое значение. Хан долго не
соглашался на него, считая русских князей своими
"улусниками" (т. е. вассалами, подданными).
Выдать дочь за русского князя, значило признать
за ним равное достоинство. И еще важнее: это
значило для хана признать превосходство
Православия, потому что прежде венчания нужно
было, чтобы татарская царевна приняла святое
Крещение. Хан пошел на это, слишком важен для
него был союз с Русью: "и царевну повелел за
князя Феодора дати, и повелел ее прежде
крестить, а православной веры не повелел
осквернить". Так женился святой Феодор на дочери
могущественного хана, нареченной в крещении
Анной. "Царь же его весьма чтил и повелел ему
садиться напротив себя, построил ему дворец, дал
князи и боляре на послужение".
Там, в Орде, и родились у святого Феодора
Черного его сыновья - святой благоверный князь
Давид († 1321) и святой благоверный князь
Константин. Огромное влияние, которое святой
Федор приобрел в Орде, он использовал во славу
Русской земли и Русской Церкви. Православие все
более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали
русские обычаи, нравы и благочестие. Русские
купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на
берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой
Монголии. До сих пор археологи находят
православные иконы, кресты, лампады по всей
территории прежней Золотой Орды, вошедшей в
состав России. Так начиналось великое
миссионерское движение Русской Церкви на Восток,
просвещение светом Евангельской истины всех
племен до Великого океана. Русские православные
князья и их дружинники, участвуя, как союзники,
в монгольских походах, узнавали и осваивали
бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего
Востока. В 1330 году, всего через тридцать лет
после смерти святого Феодора Черного, китайская
летопись напишет о русских дружинах в Пекине.
Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда
"пришла ему весть с Руси, от града Ярославля,
что его сын первый, князь Михаил преставился".
Дав князю богатые дары и большую дружину, хан
отпустил его на Русь. Вновь став князем в
Ярославле, святой Феодор начал ревностно
заботиться об усилении и благоустроении своего
города и княжества. Особенную любовь проявлял он
к обители Преображения Господня. Слава его
гремела по всей Руси, все князья искали с ним
дружбы и союза. Но он больше всех любил сына
святого Александра Невского, Андрея
Александровича, поддерживал его во всех
начинаниях, когда тот был великим князем
Владимирским, ходил с ним в походы, делил
радость побед и горечь поражений. В 1296 году
едва не разразилась кровопролитная
братоубийственная война между двумя группами
князей: на одной стороне были святой Феодор и
великий князь Андрей, на другой - святой Михаил
Тверской († 1318; память 22 ноября) и святой
Даниил Московский († 1303; память 4 марта). Но
кровопролитие Божией помощью удалось
предотвратить. На Владимирском съезде князей
(1296 г.) епископ Владимирский Симеон и епископ
Сарайский Измаил сумели внести мир в обе
стороны. Сам факт участия в съезде святого князя
Феодора и сарайского Владыки Измаила говорит о
том, что первый употребил все свои
дипломатические дарования и влияние в Орде,
чтобы способствовать установлению мира в Русской
земле. Не порывались связи святого Феодора
Черного и с его отчизной - Смоленском, хотя
княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году
святой Феодор ходил походом к Смоленску
восстановить свои законные права на Смоленское
княжение, захваченное его племянником. Но взять
город и стать снова Смоленским князем ему в этот
раз не довелось.
Вскоре после того похода святой князь-воин
занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий
повелел перенести его в Спасо-Преображенский
монастырь и принял монашеское пострижение. Во
время самого окончания обряда святой Феодор
попросил прервать священнодействие. По
благословению игумена, во исполнение воли
умирающего, князя вынесли на монастырский двор,
куда сошлось уже множество ярославцев. "И
исповедался князь пред всем народом, если
согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И
кто пред ним согрешил и враждовал на него - всех
благословил и простил и во всем вину на себя
принял пред Богом и людьми". Лишь после этого
решился смиренный воин завершить свой необычный
и многотрудный жизненный путь принятием
ангельского образа.
Всю ночь игумен и братия молились над святым
князем. В два часа ночи начали звонить к утрене.
Напутствованный Святыми Тайнами Христовыми,
святой Феодор безмолвно лежал на своем иноческом
ложе. Когда же иноки начали третью "Славу"
Псалтири, он осенил себя крестным знамением и
предал душу Господу. Вид его в гробу был
необычен: "Чудно бе зрети блаженнаго, на одре
лежаща не яко умерша, но яко жива суща.
Светилось лице его, солнечным лучам подобно,
честными сединами украшено, показуя душевную его
чистоту и незлобивое сердце".
После него в Ярославле правил его сын - святой
Давид († 1321). Второй из его младших сыновей,
святой Константин, видимо, почил ранее.
Церковное почитание святого князя Феодора в
Ярославской земле началось вскоре после его
смерти. В 1322-1327 годах по благословению и
заказу епископа Ростовского Прохора в память
почитаемого Владыкой святого Феодора было
написано и украшено миниатюрами знаменитое
Феодоровское Евангелие. Епископ Прохор был
прежде игуменом Спасоженского монастыря в
Ярославле. Вероятно, он лично знал святого
князя, мог быть очевидцем его пострижения и
всенародного покаяния. Историки думают, что
лучшие миниатюры, вшитые в эту драгоценную
рукопись, принадлежали более раннему Евангелию,
владельцем которого был сам святой Феодор Черный
и которое он привез с собой в Ярославль как
благословение из родного Смоленска.
5 марта 1463 года были обретены в Ярославле мощи
святого князя Феодора и чад его, Давида и
Константина. Летописец, очевидец события,
записал под этим годом: "Во граде Ярославле в
монастыре Святого Спаса лежали три князя
великие, князь Феодор Ростиславич да дети его
Давыд и Константин, поверх земли лежали. Сам же
великий князь Феодор велик был ростом человек,
те у него, сыновья Давид и Константин, под
пазухами лежали, зане меньше его ростом были.
Лежали же во едином гробе" . Эта черта физического облика святого князя так запечатлелась в восприятии очевидцев и современников обретения его мощей, что запись об этом вошла в Проложные жития князя Феодора и в Иконописные подлинники.
Житие святого князя Феодора Черного было
написано вскоре по обретении мощей иеромонахом
Ярославского Спасского монастыря Антонием, по
благословению митрополита Московского и всея
Руси Филиппа I. Другая редакция Жития была
написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском
монастыре. Третье, наиболее подробное Житие
святого Феодора вошло в "Книгу степенную
царского родословия", составленную при царе
Иоанне Грозном и митрополите Макарии. Русский
народ сложил о святом князе Феодоре духовные
песни, которые на протяжении столетий распевали
"калики перехожие". В них прославляются
благочестие и правосудие, милосердие и
благотворительность святого, его забота о
строительстве и украшении храмов (см.:
Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд).
Князь Федор Черный.- "Богословские труды", сб.
Х1, М., 1973, с. 55-77). Сложность исторических
судеб, суровость эпохи, бесчисленное множество
врагов - не личных, но врагов России и Церкви, -
только ярче подчеркивают для нас величие подвига
святых созидателей России.
Мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта (276).
Святые мученики Трофим, Савватий и Доримедонт пострадали за Христа в царствование римского императора Проба (276-282).
Однажды в городе Антиохии совершался языческий праздник: приносились жертвы, лилось вино, творилось бесчиние.
Пришедшие в город христиане Трофим и Савватий, с горечью смотря на это шумное и непристойное торжество, молили Господа наставить заблудших на путь спасения. Их схватили и привели к правителю.
На допросе святые твердо исповедали свою веру и на принуждения отречься от Христа отвечали решительным отказом.
Во время жестоких пыток святой Савватий скончался, а святого Трофима отправили на еще более страшные мучения в город Синнад к правителю Фригии Дионисию, известному палачу и истязателю.
Обутый в железные сапоги с острыми гвоздями, святой Трофим 3 дня шел пешком, подгоняемый конной стражей. Все способы пыток использовал искусный мучитель, чтобы сломить мужественного христианина - святой Трофим лишь повторял слова Писания: "Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь" (Пс. 33, 20).
Страдальца бросили в темницу, где его стал посещать тайный христианин - сенатор Доримедонт. Он ухаживал за святым Трофимом, омывая и перевязывая его раны. Когда об этом стало известно мучителям, святого Доримедонта стали заставлять отречься от христианства, а потом вместе со святым Трофимом бросили на сведение зверям. Мученики остались нетронутыми. Тогда их усекли мечом.
|
Середина ХII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей.
Все они были в близком родстве, все - правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца - святого Мстислава Великого († 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название "Мономашичи"). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича († 1115), прозванного за свою горькую судьбу "Гориславичем". Олег Гориславич был сын Киевского князя Святослава († 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени - "Изборника Святослава 1073 г." и "Изборника 1076 г.". В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша († 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, - святой князь-мученик Игорь Ольгович († 1147).
Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют
два различных пути христианской святости в Древней Руси.
Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей,
стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в
монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за
Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить
наследственный грех княжеских усобиц.
В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря
Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя
его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено
непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным
княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю.
Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как
бы нарочно подзадоривая Мономашичей: "Владимир посадил
Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав - брата
своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я
после себя даю Киев брату моему Игорю". Но Бог гордым
противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили
киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его
брата Игоря и всех Ольговичей. "Не хотим быть в наследстве", -
решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную
злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в
самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей
ненависти.
Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146
года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как
новому князю, а Игорь целовал крест Киеву - справедливо править
народом и защищать его. Но, преступив крестное целование,
киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под
Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава
Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска
в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь
Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен,
привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его
княжение продолжалось две недели. В "порубе" (это был холодный
бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него
человека, надо было "вырубить" его оттуда) многострадальный
князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях
противники князя разрешили "вырубить" его из заточения и
постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией
помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил
время в слезах и молитве.
Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная
ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая
отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское
вече, год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с
князем-иноком.
Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их.
Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат
князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное
кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись
опасности со стороны ожесточенной толпы.
Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили
молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на
расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И
сказал ему Игорь: "Ох, брате, куда ты?" Владимир же соскочил с
коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом)
и говорил киевлянам: "Не убивайте, братья". И вел Владимир Игоря
до двора матери своей, и стали бить Владимира". Так повествует
летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить
ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря "на сенях"
(крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме),
разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних
ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что
мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его
волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на
телегу, отвезли и "повергли на торгу".
Так святой мученик предал Господу дух свой, "и совлекся ризы
тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа
облекся". Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было
перенесено в церковь святого Михаила, "Бог явил над ним знамение
велико, зажглись свечи все над ним в церкви той". На другое утро
святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на
окраине Киева.
В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи
своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском
соборе.
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред
которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой
Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 июня).
Мученик Зосима пустынник жил в IV веке.
Однажды во время охоты правитель Киликии Дометиан увидел старца, который мирно и ласково разговаривал с окружившими его дикими зверями. Завидев охотников, звери разбежались. Старцу учинили допрос - кто он и почему живет в пустыне. Старец ответил, что зовут его Зосима, что он христианин и не может жить в городе с врагами Господа Иисуса Христа, поэтому и живет один среди зверей. Тогда Дометиан пригрозил: "Если ты почитаешь Назарянина, я в Назарете предам тебя всенародно жестоким мукам и ты откажешься от Христа". На вопрос, каким волшебством Зосима укрощает диких зверей, старец отвечал одно: "Я - христианин". В Назарете начались пытки. Старца повесили вниз головой, привязав к шее большой камень, и стали рвать тело железными крюками. Мучители искушали страдальца: "Если звери тебя слушают, прикажи придти сюда кому-нибудь из них и мы тогда уверуем в твоего Бога".
Святой мученик
обратился с молитвой к Богу, и внезапно прибежал огромный лев.
Все в страхе разбежались, а лев подошел к старцу и стал лапой
поддерживать камень, привязанный к шее мученика. Правитель стал
просить мученика укротить зверя и приказал развязать святого,
чтобы отвезти его к императору, но святой Зосима тут же
скончался, предав свою чистую душу Богу.
Священномученика Ианнуария епископа и с ним мучеников Прокула, Соссия
и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и
Акутиона мирян (ок. 305).
Священномученик Ианнуарий,
епископ, и с ним святые мученики Прокул, Соссий и Фавст диаконы,
Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион приняли мученическую смерть за
Христа около 305 года, во время гонения императора Диоклитиана
(284-305).
Жители Неаполя взяли себе тело
священномученика Ианнуария. Вместе с телом они собрали с земли
его запекшуюся кровь. Когда сосуд с этой кровью поставили на
мощи святого мученика, положенные в церкви города Неаполя, кровь
растворилась и сделалась горячей, как только что пролитая. От
мощей священномученика Ианнуария происходило много чудес. Во
время извержения Везувия, когда жители города молились
священномученику Ианнуарию, лава остановилась, не дойдя до
города. Благочестивая женщина приложила икону с изображением
священномученика к умершему сыну, и он воскрес.
Новосщмч. прот. Константина Голубева и иже с ним
мч. и мц.
(1918).
Святителя Ианнуария схватили и привели на суд к правителю
Кампании (Средняя Италия) Тимофею. За твердое исповедание
христианской веры святителя бросили в раскаленную печь. Но,
подобно вавилонским отрокам, он вышел оттуда невредимым. Тогда
по приказу Тимофея его растянули на станке и били железными
прутьями так, что обнажились кости.
Среди собравшейся толпы были святой диакон Фавст и святой чтец
Дисидерий, которые плакали при виде страданий своего епископа.
Язычники догадались, что они христиане, и бросили их в тюрьму
города Путеола вместе со священномучеником Ианнуарием. В той
тюрьме находились заключенные ранее за исповедание Христа два
диакона, святые Соссий и Прокул, и два мирянина - святые Евтихий
и Акутион.
На следующее утро всех мучеников вывели в цирк на растерзание
диким зверям, но звери не тронули их. Тимофей объявил, что все
чудеса происходят от колдовства христиан, но тут же ослеп и стал
взывать о помощи. Кроткий священномученик Ианнуарий помолился об
его исцелении, и Тимофей прозрел. Душевная же слепота не
оставила мучителя, и он, с еще большей яростью обвиняя христиан
в колдовстве, приказал отсечь всем мученикам головы за стенами
города († 305).
Христиане окрестных городов взяли тела святых мучеников для
погребения, причем каждый город взял по одному, чтобы иметь
своего ходатая пред Богом.
Сщмч. Николая пресвитера (1919).
Прп. Алексия (Соловьева), старца Зосимовой
пустыни (1928).
Сщмч. Нила пресвитера, прмц. Марии (1938).
Сщмч. Ианнуария еп. и с ним мчч. Прокула, Соссия
и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и
Акутиона мирян (ок. 305).
Св. Сегуаноса (Галл.).
Свт. Феодора Таурсуского, архиеп.
Кентерберийского (690) (Кельт. и Брит.).
|
5 мая 2024 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|
|
© 2008-2024 | Tamby.info | Обратная связь |