TamBY.info
|
Православный календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в сентябре 2024 года: |
|
Калужской иконы Божией Матери (1771).
Явление Калужской иконы Божией Матери произошло в 1748 году в
селе Тинькове, рядом с Калугой, в доме помещика Василия
Кондратьевича Хитрово. Две служанки Хитрово перебирали на
чердаке его дома старые вещи. Одна из них, Евдокия, отличавшаяся
несдержанным нравом, позволила себе резкие и даже непристойные
речи. Подруга стала увещевать ее и во время пререканий среди
вещей случайно обнаружила большой сверток сурового холста.
Развернув его, девушка увидела изображение женщины в темном
одеянии с книгой в руках. Приняв изображение за портрет монахини
и желая образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом игумении.
Евдокия ответила на слова подруги бранью и, поддавшись
раздражению, плюнула на лик. Тотчас же с ней случился припадок,
и она упала без чувств.
Испуганная подруга рассказала о случившемся в доме. В следующую
ночь родителям Евдокии явилась Царица Небесная и открыла им, что
это над Ней кощунственно смеялась их дочь и повелела им
совершить молебен перед поруганной иконой, а больную окропить
освященной на молебне водой. После молебна Евдокия выздоровела,
и Хитрово взял чудотворную икону в свой дом, где от нее обильно
источались исцеления прибегающим к ней с верой. Впоследствии
икону перенесли в приходский храм в честь Рождества Пресвятой
Богородицы в селе Калужке. В Калугу был отправлен список с нее.
В настоящее время она находится в кафедральном соборе Калуги.
Через эту икону Матерь Божия не раз проявляла Свое
покровительство Русской земле в тяжелые для нее времена.
Празднование Калужской иконе 2 сентября (15 сентября по н.ст.)
установлено в воспоминание избавления от моровой язвы (чумы) в
1771 году.
Второе празднование совершается 12 октября (25 октября по н.ст.)
, в память спасения Калуги от нашествия французов в 1812 году. В
1898 году было установлено празднование 18 июля (31 июля по
н.ст.) в благодарность Божией Матери за охранение от холеры.
Празднование совершается также и в 1-ое воскресение Петрова
поста.
|
Преподобного Иоанна постника, патриарха Цареградского (595).
Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский (582-595), известен в Православной Церкви как составитель Покаянного номоканона (епитимийника), который дошел до нас в нескольких различных редакциях. Но основа их одна и та же.
Это - наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно было икономически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся. Святитель Иоанн Постник исходил в своем Покаянном номоканоне (или "канонарии") из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше. Зато он более точно определяет характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимии назначаются духовником.
Главная мысль номоканона, составленного святым Патриархом,
заключается в назначении епитимий не просто по мере грехов, но
по мере, доступной для кающихся, и по оценке покаяния не по
продолжительности наказания, а по степени его переживания
кающимся, по его духовному состоянию. В Греческой, а затем и в
Русской Церквах правила святого Иоанна Постника почитались
наравне "с прочими святыми правилами" и номоканон его считался
книгой, "принятой всей Православной Церковью". Преподобный
Никодим Святогорец включил его в греческое руководство для
духовников (Екзомологитарий), изданное первый раз в 1796 году, и
в греческую "Кормчую книгу" (Пидалион), изданную им в 1800 году.
Первый славянский перевод был сделан, возможно, еще святым
равноапостольным Мефодием, одновременно с выполненным им
переводом "Номоканона в 50 титулов" святого Патриарха Иоанна
Схоластика, преемником которого на Константинопольской кафедре
был святой Иоанн Постник. Этот древнейший перевод сохранился на
Руси в "Устюжской Кормчей" (ХIII) и был издан в 1902 году. Н. А.
Заозерский и А. С. Хаханов. Номоканон Иоанна Постника в его
редакциях: грузинской, греческой и славянской. М., 1902.
С ХVI века в Русской Церкви распространился номоканон святого
Иоанна Постника в другой редакции, составленной иеромонахами -
духовниками Святой Горы Японской. В этом виде он неоднократно
издавался в Киево-Печерской Лавре (в 1620, 1624, 1629 годах). В
Москве Покаянный номоканон издавался в виде приложения к
Требнику: при Патриархе Иоасафе - в 1639 году, при Патриархе
Иосифе - в 1651 году, при Патриархе Никоне - в 1658 году.
Последнее издание с тех пор неизменно печатается при Большом
Требнике. Научное издание номоканона с параллельными греческим и
славянским текстами и с подробным историческим и каноническим
комментарием осуществил А. С. Павлов ("Номоканон при Большом
Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с
объяснительными и критическими примечаниями". М., 1897). Кроме
того на русском языке издано: 1. Наставление инокиням. Пер. Н.
Заозерского. - "Душеполезное чтение", 1901, март, с. 434-445. 2.
Послание к деве, преданной Богу, о покаянии, воздержании и
девстве. Пер. прот. Д. С. Вершинского. - "Христианское чтение",
1826, XXIV, с. 246 слл.
|
Преподобных Антония (1073) и Феодосия
(1074) Печерских.
Преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече.
С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь.
Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по
внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: "Антоний! Пора
тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою
Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской
Горы, от тебя произойдет множество иноков".
Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине,
но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой он привык на
Афоне.
По смотрению Божию, на одном из холмов Киевских, на крутом
берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, в лесу, близ села
Берестово, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом
(впоследствии святой Митрополит Киевский; память 21 октября). Он
стал подвизаться там в молитве, посте, бдении и труде, вкушая
через день немного пищи, иногда не ел по неделе. Люди начали
приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные
решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников
преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году
постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского (†
1074; память 3 мая).
Святая жизнь Преподобного Антония озарила всю Русскую землю
красотой монашеского подвига. Святой Антоний стремившихся к
иночеству принимал с любовью. После наставлений, как должно
следовать за Христом, он повелевал блаженному Никону постригать
желающих. Когда около Преподобного собралось 12 человек братии,
общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена
церковь и келлии для иноков. Святой Антоний, поставив над
братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и,
выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около
места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так
образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии
над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная
церковь в честь Успения Божией Матери.
Волею князя Изяслава игумен Варлаам удалился в Димитриевский
монастырь. Благословением преподобного Антония и с общего
согласия братии, на игуменство был избран кроткий и смиренный
Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек.
Великий киевский князь Изяслав († 1078) подарил инокам гору, на
которой был выстроен большой храм и келлии, а вокруг поставлен
частокол. Так образовалась славная обитель, которая была названа
Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом,
летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри,
устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут
сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их
слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел
золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с
другими, которая явилась первым духовным центром Руси.
За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром
прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении
им великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица предстала
ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они
чудесно явились, были восхищены, не отлучаясь от Печерского
монастыря. Получив от Матери Божией золото, святые наняли
мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной,
пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители.
При этом явлении Матерь Божия предсказала близкую смерть
преподобного Антония, которая последовала на 90-м году его жизни
7 мая 1073 года. Мощи преподобного Антония, по Божию смотрению,
остаются сокрытыми.
Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева.
С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери - женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.
Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко
брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол
рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал
свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по
нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В
храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него
до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В
1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха,
а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла
множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь
и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по
его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный
Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители.
Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без
масла.
Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала
братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от
других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа,
обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся
в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался,
никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая
прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать
знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды
преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава.
Возница, еще не знавший его, сказал грубо: "Ты, монах, всегда
празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня
пусти в колесницу". Святой старец кротко послушался и повез
слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней,
встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил
его и, по приезде, накормил в монастыре.
Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов
для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном
хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные
благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии.
Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной
беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать
сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем
заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми
игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для
них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить
пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный
Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в
выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи
подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых
преподобный Феодосий был причислен в 1108 году. Из произведений
преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к
великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие
преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором
Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет
после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений
русского народа. Память преподобного Феодосия совершается также
14 и 28 августа, 2 сентября.
|
Сщмчч. Варсанофия, еп. Кирилловского, и с ним
Иоанна пресвитера, прмц. Серафимы игумении и мчч.
Анатолия, Николая, Михаила и Филиппа (1918).
Сщмч. Николая пресвитера (1920).
Сщмчч. Дамаскина, еп. Стародубского, и с ним
Евфимия, Иоанна, Иоанна, Владимира, Виктора,
Василия, Феодота, Петра, Стефана пресвитеров и
прмц. Ксении (1937).
Сщмч. Германа, еп. Вязниковского, Стефана
пресвитера и мч. Павла (1937).
Мчч. 3618 (3628) в Никомидии (III-IV).
Прав. Елеазара, сына Аарона, и прав. Финееса.
|
5 мая 2024 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|
© 2008-2024 | Tamby.info | Обратная связь |