Преподобный Максим Исповедник родился в
Константинополе около 580 года и вырос в
благочестивой христианской семье. В юности
он получил разностороннее образование: изучил
философию, грамматику, риторику, был начитан в
древних авторах и в совершенстве владел
Богословской диалектикой. Когда преподобный
Максим поступил на государственную службу,
знания и добросовестность позволили ему стать
первым секретарем императора Ираклия (611-641).
Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился
в Хрисопольскую обитель (на противоположном
берегу Босфора - ныне Скутари), где принял
иноческий постриг. Своим смиренномудрием он
вскоре приобрел любовь братии и был избран
игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей
необыкновенной скромности, он, по собственным
его словам, "оставался простым монахом". В 633
году по просьбе одного Богослова, будущего
святителя Иерусалимского Патриарха Софрония
(память 11 марта), преподобный Максим оставил
обитель и уехал в Александрию.
Святой Софроний стал известен к тому времени как
непримиримый противник монофелитской ереси.
После того, как IV Вселенский Собор (451 г.)
осудил монофизитов, исповедовавших одну
(Божественную) природу в Господе Иисусе Христе,
еретиками-монофелитами было введено понятие
единой Божественной воли и единого
(Божественного) действования, что приводило к
признанию отвергнутого монофизитского лжеучения.
Монофелитство нашло многочисленных сторонников в
Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая
национальной враждой, стала серьезной угрозой
церковному единству Востока. Борьба Православия
с ересями особенно осложнилась тем, что к 630
году три патриарших престола на Православном
Востоке оказались занятыми монофизитами:
Константинопольский - Сергием, Антиохийский -
Афанасием, Александрийский - Киром.
Путь преподобного Максима из Константинополя в
Александрию лежал через Крит, где и началась его
проповедническая деятельность. Там он столкнулся
с епископатом, придерживавшимся еретических
взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее
окрестностях преподобный провел около 6 лет. В
638 году император Ираклий вместе с патриархом
Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные
разногласия, издал указ, так называемый "Экфесис"
( "Изложение веры"), который окончательно
повелевал исповедовать учение об одной воле при
двух природах Спасителя. Защищая Православие,
преподобный Максим обращался к людям различных
званий и сословий, и беседы эти имели успех. "Не
только клир и все епископы, но и народ, и все
мирские начальники ощущали в себе какое-то
неодолимое влечение к нему", - свидетельствует
его житие.
В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641
году император Ираклий. Императорский престол
занял жестокий и грубый Констанс II (642-668),
откровенный сторонник монофелитов. Усилились
нападки еретиков на Православие. Преподобный
Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и
окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл
преемник патриарха Сергия патриарх Пирр,
покинувший Константинополь из-за придворных
интриг, по убеждениям монофелит, между ним и
преподобным Максимом в июне 645 года произошел
открытый диспут, на котором Пирр всенародно
признал свои заблуждения и пожелал даже вручить
папе Феодору письменное отречение от них.
Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в
Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего
патриарха и восстановил его в сане.
В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку.
Там на соборах епископов монофелитство
осуждалось как ересь. В 648 г. вместо "Экфесиса"
вышел новый указ, составленный, по поручению
Константина, константинопольским патриархом
Павлом - "Типос" ( "Образец веры"), который
запрещал всякие рассуждения равно как об одной
воле, так и о двух волях при признании двух
природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный
Максим обратился к сменившему папу Феодора
Римскому папе Мартину I (649-654) с просьбой
вынести вопрос о монофелитстве на соборное
обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был
собран Латеранский Собор, на котором
присутствовало 150 западных епископов и 37
представителей Православного Востока, среди
которых находился и преподобный Максим
Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его
защитники, Константинопольские патриархи Сергий,
Павел и Пирр, были преданы анафеме.
Когда Констанс II получил определение Собора, он
приказал схватить и папу Мартина, и преподобного
Максима. Этот приказ был выполнен через пять
лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в
измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656
году он был сослан во Фракию, а затем снова
привезен в Константинопольскую тюрьму.
Преподобного вместе с двумя его учениками
подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали
язык и усекли правую руку. Затем их сослали в
Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо:
все они обрели способность говорить и писать.
Преподобный Максим предсказал свою кончину († 13
августа 662 года). В греческих прологах 13
августа указывается перенесение его мощей в
Константинополь; оно могло быть приурочено к
кончине преподобного. Возможно, что установление
памяти на 21 января связано с тем, что 13
августа празднуется отдание праздника
Преображения Господня. Над могилой преподобного
Максима ночами возжигались три чудесно явленных
светильника и совершалось множество исцелений.
Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви
большое Богословское наследие. Его
экзегетические труды содержат объяснения трудных
мест из Священного Писания, толкования молитвы
Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям
священномученика Дионисия Ареопагита († 96;
память 3 октября) и святителя Григория Богослова
(† 389, память 25 января). К экзегетике
относится также объяснение Богослужения,
озаглавленное "Мистагогия" ("Введение о
таинстве"). К догматическим трудам преподобного
относятся: изложение его диспута с Пирром,
несколько трактатов и письма к разным лицам. В
них содержится изложение Православного учения о
Божественной сущности и ипостаси, о
Боговоплощении и об обожении человеческой
природы.
"Ничто в обожении не есть произведение природы,
- писал преподобный Максим в письме к своему
другу Фалассию, - ибо природа не может понять
Бога. Единственно лишь милость Божья обладает
способностью давать обожение существам...
Человек (образ Божий) в обожении уподобляется
Богу, он радуется изобилию всего, что
принадлежит ему по природе, потому что благодать
Духа торжествует в нем и потому что Бог
действует в нем" (письмо 22). Преподобному
Максиму принадлежат и антропологические труды.
Он рассматривает природу души и ее
сознательно-личное существование после смерти
человека. Среди нравственных сочинений особенно
важны "Главы о любви". Преподобный Максим
написал также три гимна в лучших традициях
церковной гимнографии, ведущих начало от
святителя Григория Богослова. Богословие
преподобного Максима Исповедника, основанное на
духовном опытном знании великих
отцов-пустынников, использующее искусство
диалектики, выработанное дохристианской
философией, было продолжено и развито в трудах
преподобного Симеона Нового Богослова († 1021;
память 12 марта) и святителя Григория Паламы (†
ок. 1360; память 14 ноября). На русский язык
переведены: "Вопросы и ответы Фалассию"
(частично - "Богословский вестник", 1916-1917
гг.), "Мистагогия" ("Введение о таинстве" -
"Писания святых отцов, относящиеся к
истолкованию Православного Богослужения". Вып.
1. СПб., 1855); отрывки из "Глав о любви" и
работы догматического и нравственного содержания
- в III томе "Добротолюбия";
историко-экзегетический трактат "О цели
установления царской власти" ("Радость
христианина" 1895, ноябрь).
Мученика Неофита (303-305)
Святой мученик Неофит, родом из города Никеи, был воспитан своими родителями
в строгом христианском благочестии. За доброту, воздержание и постоянную
молитву Богу угодно было еще в отрочестве прославить святого Неофита даром
чудотворений. Подобно Моисею, святой отрок извлекал воду из камней городской
стены ударом руки и поил этой водой страдавших жаждой. По молитве матери святого
Неофита, просившей открыть ей Промысел Божий о сыне, произошло чудесное явление
белого голубя, возвестившего об ожидающем его спасительном пути. Явлением того
же голубя святой выведен был из родительского дома и приведен в горную пещеру,
служившую убежищем льву. Там прожил отрок до пятнадцати лет, выйдя из нее лишь
раз для того, чтобы похоронить родителей и раздать имущество нищим. Во время
гонений Диоклитиана (284-305) он добровольно явился в Никею и смело начал
обличать нечестие языческой веры. Пришедшие в ярость гонители повесили святого
на дереве, били его воловьими жилами и строгали тело железом. Затем бросили его
в раскаленную печь, но святой мученик остался невредимым, пробыв в ней 3 дня и 3
ночи. Мучители, не зная, что сделать еще с Неофитом, решили убить его. Один из
язычников вонзил копье в грудь святого, и страдалец отошел ко Господу на 16-м
году своей жизни, около 303-305 года, в Никее.
Мчч. Евгения, Кандида,
Валериана и Акилы (III). Прп. Максима Грека (1556). Сщмч. Илии пресвитера (1938). Мц. Агнии девы (ок. 304). Мч. Анастасия (662). Ктиторской (IV) и именуемой "Отрада",
или "Утешение" (807) Ватопедских икон
Божией Матери. Икон Божией Матери "Закланная" и "Одигитрия -
Ксенофска". Прп. Неофита Ватопедского (Греч.). Св. Зосимы, еп. Сиракузского (662). Собор церкви Св. Мира около моря в
Константинополе. Св. Тимона монаха Надеевского и Костромского
(1840).