Вселенские панихиды (Родительские субботы) в 2025
году.
Церковь установила особенные дни для
торжественного, всеобщего, вселенского поминовения
всех от века преставившихся отцов и братий по вере,
сподобившихся христианской кончины, равно и тех,
которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были
напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви.
Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом
Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в
которые совершается поминовение, — вселенскими
родительскими субботами. В кругу богослужебного года
такими днями общего поминовения являются:
22 февраля 2025 года. Суббота мясопустная.Посвящая
Неделю мясопустную преднапоминанию последнего
Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого
суда, установила ходатайствовать не только за живых
членов своих, но и за всех, от века умерших, во
благочестии поживших, всех родов, званий и
состояний, особенно же за скончавшихся внезапной
смертью, и молит Господа о помиловании
их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в
эту субботу (а также в Троицкую субботу)
приносит великую пользу и помощь умершим отцам и
братиям нашим и вместе с тем служит выражением
полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо
спасение возможно только в Церкви —
сообществе верующих, членами которого являются не
только живущие, но и все умершие в вере. И общение с
ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть
выражение нашего общего единства в Церкви
Христовой.
Суббота Троицкая.
Поминовение всех умерших благочестивых христиан
установлено в субботу перед
Пятидесятницей
ввиду того, что событием сошествия Святого Духа
завершилось домостроительство спасения человека, а в
этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому
Церковь, воссылая в
Пятидесятницу
молитвы об оживотворении Духом Святым всех
живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для
усопших благодать всесвятого и всеосвящающего
Духа Утешителя, которой они сподобились еще при
жизни, была источником блаженства, так как Святым
Духом «всяка душа живится». Поэтому канун
праздника, субботу, Церковь посвящает
поминовению усопших, молитве о них. Святой
Василий Великий, составивший умилительные
молитвы вечерни
Пятидесятницы,
говорит в них, что Господь наипаче в этот день
благоволит принимать молитвы об умерших и даже о
«иже во аде держимых».
15, 22 и 29 марта 2025 г. Родительские субботы 2-й, 3-й
и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.
Во
святую Четыредесятницу
—
дни Великого поста,
подвига духовного, подвига покаяния и благотворения
ближним — Церковь призывает верующих быть в
теснейшем союзе христианской любви и мира не только
с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные
дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей
жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены
Церковью для поминовения усопших еще и по той
причине, что в седмичные дни Великого поста
заупокойных поминовений не совершается (сюда
относятся заупокойные ектении, литии, панихиды,
поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти,
сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной
литургии, с совершением которой связано поминовение
усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного
предстательства Церкви в дни
святой Четыредесятницы,
и выделены указанные субботы.
Радоница.
Основанием общего поминовения умерших, которое
совершается во вторник после Фоминой недели
(воскресенья), служит, с одной стороны,
воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и
победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым
воскресеньем, с другой — разрешение церковным
уставом совершать обычное поминовение усопших после
Страстной и
Светлой
седмиц, начиная
с Фомина понедельника. В этот день верующие
приходят на могилы своих родных и близких с
радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда
и самый день поминовения называется
Радоницей (или
Радуницей).
Димитриевская родительская суббота— суббота перед днем памяти святого великомученика
Димитрия Солунского, который отмечается
8 ноября по
новому стилю. Если день памяти святого приходится тоже на
субботу, родительской все равно считается предыдущая
суббота.
Димитриевская родительская суббота стала днем особого
поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовой
битве в 1380 году. Сначала в этот день поминали именно тех,
кто погиб на поле Куликовом, потом, с течением веков,
традиция менялась. В новгородской летописи XV века мы читаем
о Димитриевской родительской субботы уже как о дне
поминовения всех умерших.