Священномученика
Евфимия, епископа Сардийского (ок. 840)
Священномученик Евфимий, епископ Сардийский,
в период царствования византийского императора
Константина Багрянородного (780-797) и
императрицы Ирины (797-802) за свою
добродетельную жизнь был избран епископом
Сардийским и присутствовал на VII Вселенском
Соборе (787), на котором обличал иконоборческую
ересь. Когда же воцарился иконоборец Никифор
I (802-811), Евфимия вместе с другими
православными иерархами сослали на остров
Паталарею, где он долго томился. Вызванный из
ссылки императором Львом V (813-820), епископ
вновь безбоязненно выступил с обличением
иконоборчества, и его вновь отправили в ссылку в
г. Асс. Следующий царь - Михаил II Косноязычный
(820-829) опять принуждал его отказаться от
иконопочитания, но безуспешно. Тогда святой
мученик был подвергнут избиению и в третий раз
сослан, на этот раз на остров Крит. По
приказанию сменившего на троне Михаила
императора-иконоборца Феофила (829-842), святой
Евфимий был подвергнут тяжким мучениям: его
растянули на четырех столбах и били воловьими
жилами. Через несколько дней после пытки святой
Евфимий преставился к Богу.
Остробрамская (Виленская) икона Божией Матери является главной святыней Вильны.
Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа.
Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом
и подарена первой супруге Марии. Вторая супруга великого князя, Иулиания,
передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у острых ворот.
Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим
императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом
христианства.
По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на острых воротах
14 апреля 1431 г. Несомненно одно – в 1431 году икона уже находилась в часовне
близ Троицкой церкви в русском (или остром) конце города Вильны и именовалась
Корсунской.
В 1498 г. в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены
новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была
устроена часовня. На эту часовню (снаружи) и была помещена Корсунская икона,
обращенная ликом ко входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром»
конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она
стала именоваться Островоротной или Остробрамской (брама – ворота).
Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность
базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, кармелитов, захвативших и
часовню, и икону в свои руки. В 1671 г. кармелиты устроили вместо прежней
(ветхой) часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу
и городу, т. е. внутрь.
После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была перенесена в Терезинский
костел, но в 1744 г., когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над
воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою
собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении
обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал
святой образ.
В 1812 г. икона была немного повреждена французами, а в 1829 г.
отреставрирована. После закрытия в 1832 г. кармелитского монастыря, Терезинский
костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического
духовенства.
Икона написана на дубовой доске, изображение поясное. Пречистая Дева изображена
в момент Благовещения.
Икона одинаково почитается и православными, и католиками.
Прпмч. Исаакия II (Бобрикова), Оптинского
(1938).
Сщмчч. Александра и Димитрия пресвитеров
(1918).
Сщмчч. Николая, Николая пресвитеров и Михаила
диакона (1930).
Сщмч. Леонида, еп. Марийского, Александра
пресвитера и прмцц. Анфисы и Макарии (1937).
Новосщмч. Андрея, еп. Уфимского и новомц.
Валентины (1937).
Сщмч. Григория пресвитера, прмцц. Августы и
Марии, мц. Агриппины (1938).
Прп. Константина Синадского (VIII).
Прп. Евареста Студийского (825).
Св. Никодима Тисманского в Румынии (1406).
Именуемых "Трех
радостей", "Милостивая", Барловской "Блаженное
Чрево" (1392) икон Божией Матери.
Новосщмч. Констанция Русского, в Константинополе
(1743).
Прп. Никодима Серба (Серб.).
Св. Арчела, еп. Каскхарского в Месопотамии (III).
Св. Зено, еп. Маюмского в Палестине (IV).
Св. Тафа игумена Лантафского.