28 ноября
(15 ноября по старому стилю):
Начало
Рождественского поста.
Рождественский Пост начинается 28 (15 ст.ст.)
ноября и кончается в ночь под Рождество 6 января
(24 декабря ст.ст.). Длится сорок дней и потому
именуется в Церковном уставе Четыредесятницей,
так же, как и Великий пост.
Он называется также Филипповым постом, потому
что начинается после 27 ноября - дня памяти
святого апостола Филиппа. Рождественский пост
- зимний пост, он служит для всех православных
освящением последней части года таинственным
обновлением духовного единения с Богом и
приготовлением к празднованию Рождества
Христова.
Установление Рождественского поста, как и других
многодневных постов, относится к древним
временам христианства. Уже с четвертого века св.
Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный
Августин упоминают в своих творениях
Рождественский пост. В пятом веке о древности
Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних
христиан семь дней, у других - несколько больше.
На соборе 1166 года бывшем при
константинопольском патриархе Луке и
византийском императоре Мануиле всем христианам
было положено хранить пост пред великим
праздником Рождества Христова сорок дней.
Рождественский пост - последний многодневный
пост в году.
Правила воздержания, предписанные Церковью в
Рождественский пост, - такие же, что и в Петров
пост. Понятно, что во время поста не
благословляется мясо, сливочное масло, молоко,
яйца, сыр. Рыба во время Рождественского поста
разрешается в субботние и воскресные дни и
великие праздники, например, в праздник Введения
во храм Пресвятой Богородицы (21-го ноября/4-го
декабря). А также по вторникам и четвергам в дни
прославляемого святого; в понедельник, среду и
пятницу - только в том случае, если полагается в
этот день всенощное бдение, например - в
престольный праздник. Если в какие дни нет
особого праздника, то надо готовить пищу на
растительном масле во вторник и четверг, и без
него в понедельник, среду и пятницу, в храмовые
праздники и в дни великих святых, если они
приходятся на вторник или четверг. Разумеется,
для детей, старых и больных людей, беременных и
кормящих женщин правила поста ослабляются. Пост
для человека, а не человек для поста.
От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост
усиливается, и в эти дни даже в субботу и
воскресенье рыба не благословляется. Между тем
именно на эти дни приходится празднование
гражданского Нового года, православным
христианам, надо быть особенно собранными, чтобы
весельем, винопитием и вкушением пищи не
нарушить строгость поста.
Пост телесный без поста духовного ничего не
приносит для спасения души, даже наоборот, может
быть и вредным: если человек, воздерживаясь от
пищи, проникается сознанием собственного
превосходства. Истинный пост связан с молитвой,
покаянием, с воздержанием от страстей и пороков,
искоренением злых дел, прощением обид, с
воздержанием от супружеской жизни, с исключением
увеселительных и зрелищных мероприятий.
Умеренное употребление постной пищи и пития
ослабляет в людях страстные движения плоти,
возбуждаемые обильным и сладким питанием тела;
но так, чтобы не совсем расслабить телесную
природу, а напротив - сделать ее легкою, крепкою
и способною подчиняться движениям духа и бодро
выполнять его требования.
Пост - время самоанализа, возможность взглянуть
на себя как бы из-за пределов собственного "я".
Пост - это удивительный духовный опыт, дающий
нам ощущение пути и цели. И основа покаяния -
осознание греха как такового и искреннее желание
избавиться от него, то есть стать лучше, чище,
человечнее.
В Рождественский пост и одиннадцать дней
последующих за ним святок не совершаются
венчания.
Купятицкой иконы Божией
Матери (1180)
Купятицкая икона Божией Матери явилась в 1180
году около села Купятич, расположенного в
пределах бывшего Пинского уезда Минской губернии.
Обретена икона в лесу, на дереве, крестьянской
девушкой Анной, пасшей скот. Образ - в виде
креста излучал необычайный свет. Крестьяне
построили на месте чудесного явления иконы
церковь во имя Пресвятой Богородицы, где
поставили обретенную икону. Через несколько лет
татары сожгли церковь. Вторично икона обретена
через много лет на месте сгоревшего храма
случайным путником по имени Иоаким. Крестьяне
перенесли крест-икону в сельскую церковь. Иоаким
же остался при храме пономарем, по внушению
Божиему. В начале ХVII века при церкви был
устроен Купятицкий монастырь, который захватили
в конце века католические, а затем - униатские
монахи. Православные иноки, покидая монастырь,
взяли с собой святую икону Богородицы
Купятицкой. Они перенесли чудотворный образ в
Киевский Софийский собор.
Купятицкая икона представляет собой небольшой
медный крест. На одной стороне креста изображена
Богоматерь с Превечным Младенцем, на другой -
Распятие.
Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и
Авива (322)
Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив. Во время гонений на
христиан при императорах Диоклитиане (284-305) и Максимиане (305-311) в городе
Едессе были схвачены два друга: христиане Гурий и Самон, проповедники Слова
Божия. На предложение принести жертву богам святые ответили решительным
отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они подверглись страшным
мучениям: их били, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, бросали в
тесную темницу. Мученики все переносили с твердостью и молитвой ко Господу,
которую записал один из свидетелей их мучений: "Господи Боже мой, без Его же
воли ниже птица едина падет в сеть. Ты, Иже Давидово сердце в скорби
распространил еси, Иже пророка Даниила крепчайше львов показал еси, отроком же
Авраамлим победительми мучителя и пламени быти даровал еси. Ты и ныне, Господи,
ведый немощь естества нашего, виждь брань, восставшую на нас. Тщится бо враг
отторгнуть от Тебе дело десницы Твоей и лишить (нас) сущей у Тебя Славы. Но Ты,
благосердым Твоим оком призрев на нас, соблюди в нас неугасаемый светильник
Твоих Заповедей. Твоим же светом исправь стопы наши, и сподоби нас наслаждаться
блаженства Твоего, яко благословен еси во веки веков". Ночью мучеников отвезли
за город и обезглавили († 299-306). Христиане погребли их святые тела.
Через много лет последний император-язычник Ликиний (311- 324) начал гонение на
христиан. Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого император повелел
схватить за ревностное распространение истинной веры, сам пришел к палачам, не
желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал свою
веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам вошел в огонь и с
молитвой предал дух свой Господу († 322). Когда огонь погас, мать святого и
родственники обрели тело его неповрежденным. Мученика похоронили рядом со
святыми Гурием и Самоном.
После смерти святых совершались многочисленные чудеса с теми, кто с верой и
любовью призывал их себе в помощь. Так, однажды один воин-гот, посланный на
службу в Едессу, взял в супруги благочестивую девушку Евфимию. Перед этим он
поклялся ее матери Софии у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не
сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее, но будет любить и
почитать. По окончании службы в Едессе он взял Евфимию с собой и возвратился на
родину. Впоследствии оказалось, что он обманул ее: на родине у него была жена, и
Евфимия стала ее рабыней. Много издевательств и унижений пришлось претерпеть
Евфимии. Когда у нее родился ребенок, то ревнивая готчанка отравила его. Евфимия
обратилась с молитвой к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву - свидетелям
клятвы обманщика, и Господь избавил Евфимию от страданий и чудодейственно
перенес ее в Едессу, где она встретилась с матерью. Через некоторое время
гота-клятвопреступника вновь послали на службу в Едессу. Весь город узнал о его
злодеянии, обличенном Софией, и, по приказу правителя, гот был казнен.
Прославляя святых мучеников в акафисте, Святая Церковь обращается к ним: "Радуйтеся,
Гурие, Самоне и Авиве, честнаго брака небеснии покровителие".
Прп. Паисия Величковского (1794).
Сщмчч. Николая и Петра пресвитеров, Григория и Никиты
диаконов (1937).
Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия (361-363).
Мч. Димитрия (ок. 307).
Прп. Филиппа, игумена Рабангского.
Свт. Квинтиниана, еп. Селевкийского.
Успение св. Германа чудотворца Аляскинского (1836).
<<
27 ноября |