TamBY .info

 

   

Церковный календарь.
Май 2019 года

    ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ


Православные праздники, дни памяти в мае:

 

7 мая
(24 апреля по старому стилю):


 

Радоница, поминовение усопших

 

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

В Республике Беларусь Радуница (по календарю православной конфессии) является официальным нерабочим днем.
 



 

Молченской иконы Божией Матери (1405)

 


Об обстоятельствах явления Молченской иконы Божией Матери предание рассказывает следующее. В начале XIV века из разоренных татарами киевских пределов пришли в землю Путивльскую два инока и поселились в тихом и пустынном месте – в пещере на горе Чудной близ Молченского болота. Отшельники принесли с собой чудный образ Пресвятой Богородицы. После смерти иноков их погребли в устроенной ими же пещере. Это место было пустынным и диким, заросшим дремучими лесами, по которым бродили только бортники, собиравшие дикий мед. Однако во времена княжения Василия Дмитриевича (1389–1425 гг.) и при митрополите Киприане Божией Матери было угодно прославить это дикое место явлением Своего чудотворного образа.


В 1405 году один из бортников, бродя по лесу, зашел на Чудную гору и приблизился к тому месту, где были погребены иноки. Вдруг его озарило необычайное сияние и на ветвях липового дерева он увидел икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Благоговейно опустился он на землю при виде этого чудесного знамения и услышал громкий неведомый голос: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы».


Духовенство Путивля в сопровождении городских властей и множества народа, узнав от бортника о чудесном явлении иконы, тотчас же отправилось на указанное место и обнаружили ее находящейся на дереве и окруженной небесным светом. Тут же был отслужен молебен Пресвятой Богородице и многие получили исцеление.
На месте явления святого образа сначала была выстроена часовня, а затем воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан общежительный мужской монастырь – Молчанская Софрониева пустынь.


После разорения обители в смутное время чудотворный Молченский образ был перенесен в Путивль и помещен в новопостроенный там монастырь.


Бесчисленные тайны хранят подземные пещеры и ходы Молчанского Рождества Богородицы Печерского монастыря – по преданию в них могла проехать тройка лошадей, а протяженность достигала 25 километров. Подземным ходом монастырь был соединен с Молчанской Софрониевой пустынью – местом явления чудотворной иконы Богородицы, – и с княжеским теремом на соседнем холме. В советское время на территории монастыря в Путивле располагался завод радиодеталей. Обитель пострадала в эти годы больше, чем за весь предшествующий период своего существования. В 1991 г. в монастырских храмах возобновились богослужения. В 1997 г. Монастырь получил статус женского, в нем развернулись восстановительные работы. Чудотворная Молченская икона Божией Матери, которая после закрытия монастыря в 1925 г. хранилась у одного путивльского священника, была возвращена в обитель. Матерь Божия со Своего чудотворного образа неоскудно подает милость и благодать всем прибегающим к Ней с верой и молитвой.


На этой иконе Богоматерь изображена в короне, на правой руке Ее Богомладенец, а в левой – лествица. Перед Богородицей изображен молящийся человек.
 



 

Мученика Саввы Стратилата (воеводы) и с ним 70-ти воинов (272)

 


Мученик Савва происходил из готфского племени. Своей храбростью он достиг высокого чина воеводы-стратилата и служил при императоре Аврелиане (270-275). С юности Савва был христианином и усердно следовал заповедям Христа, помогал неимущим, посещал в темницах заключенных христиан. За чистую и добродетельную жизнь святой получил от Господа дар чудотворения и Именем Христа исцелял больных, изгонял бесов. Когда император узнал, что святой Савва христианин, он потребовал от него отречения. Мученик сбросил воинский пояс и подтвердил, что не оставит свою веру. Его били, опаляли свечами, бросили в котел со смолой, но мученик оставался невредимым. Видя его мучения, уверовали во Христа 70 воинов, которых тут же усекли мечом. Святого Савву бросили в темницу. В полночь во время молитвы мученику явился Христос и осиял его светом Своей Славы. Спаситель повелел ему не бояться, но дерзать. Укрепленный, мученик Савва перенес наутро новые мучения и был утоплен в реке († 272).

 



 

Преподобной Елисаветы чудотворицы (VI-VIII).
 

 

Преподобная Елисавета чудотворица была избрана на служение Богу еще до рождения. Ее матери было откровение, что отроковица будет избранным сосудом Святого Духа.


С детства родители отдали девочку в монастырь. Она выросла в посте и трудах и получила дар исцелять не только телесные недуги, но и душевные.
Сестры избрали преподобную игуменией. Преподобная носила одежду из острой власяницы. Тело ее мерзло, но дух горел пламенем Божественной любви.
Воздержание святой было безмерно: многие годы она питалась лишь травами и овощами без хлеба, а вина и масла не принимала никогда. Много раз преподобная Елисавета проводила святую Четыредесятницу, ничего не вкушая. Подражая мытареву смирению, она три года не поднимала глаз на небо, но духовными очами всегда взирала к Богу. В полуночных молитвах преподобную осиявал и просвещал Небесный Свет.


Много чудес сотворила преподобная: лютого змея умертвила молитвой, исцелила кровоточивую женщину, которая болела много лет, отгоняла от людей нечистых духов. По смерти гроб преподобной Елисаветы также подавал исцеления от болезней. Даже самый прах, взятый от ее мощей, даровал слепым прозрение.

 



 

Св. Алексия Тофа, священника Вилкс-Барийского в Пенсильвании (1909).
Мч. Сергия (1938).
Сщмч. Бранка Велджуского в Сербии (1941).
Прп. Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII).
Прп. Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII).
Мчч. Пасикрата и Валентина (228).
Мчч. Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иже с ними (303).
Мч. Луки.
Новомч. Николая (1776).
Мч. Александра Лионского (Галл.).
Свтт. Илии Иореста и Савы Бранковича, митропп. Ардеальских, исповедников против кальвинистов (Трансильвания).
Свт. Иосифа испов. Марамурешского (Рум.).
Новомч. Дуки Митиленского (Греч.).
Св. Иннокентия, пресвит. Горы Оливковой (IV).
Св. Ксенофона, основателя монастыря св. Георгия (Ксенофонта) на горе Афонской (1018).
Новомч. Георгий Анатолийский (1796).
Св. Егберта Ландисфарнского (729) (Кельт. и Брит.).
Св. Вилфрида, ериеп. Йоркского (709) (Кельт. и Брит.).
Св. Меллита архиеп. Кантербургского (Кельт. и Брит.).
Обретение мощей св. Иво, еп. (Кельт. и Брит.).

 


<< 6 мая  |  8 мая >>



Календарь на май 2019 года



Православные праздники и посты

Светлое Христово Воскресение (Пасха)


 

Двунадесятые непереходящие праздники


Рождество Христово

Крещение Господне (Богоявление)

Сретение Господне

Благовещение Пресвятой Богородицы

Преображение Господне

Успение Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

Воздвижение Креста Господня

Введение во храм Пресвятой Богородицы


 

Двунадесятые переходящие праздники


Вход Господень в Иерусалим

Вознесение Господне

День Святой Троицы. Пятидесятница.


 

Великие праздники


Обрезание Господне

Рождество Иоанна Предтечи

Святых апостолов Петра и Павла

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Покров Пресвятой Богородицы


 

Церковные многодневные посты


Великий пост

Петров пост

Успенский пост

Рождественский пост


 

Церковные однодневные посты

среда и пятница всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок


Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления)

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Воздвижение Креста Господня


 

Сплошные седмицы


Святки

Мытаря и фарисея

Сырная (Масленица)

Пасхальная (Светлая)

Троицкая


 

Дни особого поминовения усопших


Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)

Суббота 2-й седмицы Великого поста

Суббота 3-й седмицы Великого поста

Суббота 4-й седмицы Великого поста

Радоница

Поминовение усопших воинов

Суббота Троицкая

Суббота Димитриевская


Полная версия страницы

 

© 2008-2019 | Tamby.info | Обратная связь

 

 

 Яндекс цитирования