Успенский пост - последний из многодневных постов в году.
Продолжается он с 14 по 27 августа. Строгостью правил
Успенский пост превосходит и Петровский, и Филипповский,
уступает Великому посту. В понедельник, среду и пятницу
Церковный Устав предписывает во время Успенского поста
"сухоядение", во вторник и четверг - вареную пищу, но без
масла, по субботам и воскресеньям разрешено вино и масло.
Каждый истинно верующий православного вероисповедания должен
стремиться соблюдать телесные и духовные посты,
установленные Святой Русской Православной Церковью.
Происхождение (изнесение ) честных древ Животворящего
Креста Господня.
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого
праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле
утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и
улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его
из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь
Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения
Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу
для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1
августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския
великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха
Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа:
"А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и
просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь
великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа (1
августа по ст.ст.) совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды
совершается освящение меда (т.н. первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый
Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю
знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время
сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими
булгарами в 1164 году.
Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе.
Второй - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (19 августа), а
третий - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа
Иисуса Христа (29 августа в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти три
праздника как бы связуют весь Успенский пост.
Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина,
Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и
учителя их Елеазара (166 г. до Р.Х.)
Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар,
Евсевон, Адим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар
пострадали в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского
царя Антиоха Епифана. Приверженный к эллинскому культу, Антиох Епифан
ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм
Господень, поставив в него статую языческого бога Зевса Олимпийского, к
поклонению которому принуждал иудеев. Многие отпали тогда от Истинного
Бога. Однако были и такие, которые глубоко скорбели о падении народа
Божия и продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя.
Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за
приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на
мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики
святого Елеазара - семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были
судимы в Антиохии царем Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя
последователями Истинного Бога, отказались принести жертву языческим
богам. Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи
братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и
их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же
мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой
Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний
сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога.
Отрок решительно отклонил ласкательства царя и так же твердо перенес
муки, как его старшие братья. После смерти всех детей святая Соломония,
стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и
скончалась. Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду
Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью
Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов. О всех этих
событиях повествуется во 2-й Книге Маккавейской, входящей в состав
Библии. Похвальные слова святым мученикам Маккавеям посвятили отцы
Церкви - святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий
Назианзин и Иоанн Златоуст.
Новосщмч. Василия, ериеп. Черниговского
(1918).
Сщмч. Димитрия пресвитера (1937).
Обретение мощей прп. Софии Суздальской
(1995).
Мчч. в Пергии Памфлийской: Леонтия, Аттия,
Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона,
Катуна и Евклея (III).
Свт. Николая (Касаткина), архиеп. Японии
(1912).
Мч. Мины, Менаиды и иных в Англии (Греч.).
Мц. Елессы Киферийской (Греч.).
Свт. Тимофея, архиеп. Приконисса Пелонесского
(Греч.).
Мч. Папы нового (Греч.).
Мч. Илизара (Греч.).
Мч. Кирика (Греч.).
Мчч. Феодора и Полиевкта (Греч.).
Св. Ефелволда, еп. Винчестерского (984)
(Кельт. и Брит.).
Мц. Сидвел Икситерской (или 7/31 или 8/2).