Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей
Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на
праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При
Крещении назван Иоакимом. Он происходил из
древнего благочестивого малороссийского рода
Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец
отдал в Киевскую духовную академию. В стенах
академии он ощутил влечение к монашеской жизни.
В течение 7 лет испытывал себя будущий святитель
и, наконец, открылся родителям. Долго мать с
отцом упрашивали сына-первенца не принимать
монашеский постриг.
Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с
именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре,
а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с
именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это
событие совпало с завершением обучения в
духовной академии. Через год инок Иоасаф был
хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем
в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в
Киевской духовной академии. После смерти
преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал
управлять архиепископ Рафаил Заборовский.
Архиепископ Рафаил обратил внимание на
выдающиеся способности молодого подвижника и
привлек его для более широкого служения Церкви.
Ему было поручено ответственное послушание в
должности экзаменатора при Киевской
архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ
Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан
иеромонаха и перевел из училищного Братского
монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом.
Одновременно он был назначен членом Киевской
духовной консистории. Исполняя должность
экзаменатора, он приложил много усилий к
исправлению нравственных недостатков приходского
духовенства. Консисторская должность святителя
была прекрасной школой для его организаторских
способностей. В это время он хорошо изучил нужды
священнослужителей, достоинства и недостатки
епархии. Здесь ясно определилась всесторонность
деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими
внутренними подвигами. Он быстро восходил по
лествице духовного совершенства, о чем
свидетельствует сохранившееся его произведение
"Брань седми честных добродетелей с седми
грехами смертными".
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен
настоятелем Свято-Преображенского Мгарского
монастыря с возведением в сан игумена. В своем
монастыре все силы игумен полагал на
благоустройство обители, в прошлом бывшей
оплотом православия в борьбе с унией. В
монастыре находились мощи святителя Афанасия,
патриарха Константинопольского, Лубенского
чудотворца (память 2 мая (15 мая по н.ст.)).
Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену
Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве.
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена
Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года
он был вызван в Москву и вскоре распоряжением
Святейшего Синода назначен наместником
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В обители
Преподобного Сергия он также самоотверженно
исполнял послушания Церкви (в те годы
требовалось много сил для восстановления
монастыря после пожара).
2 июня 1748 года в Петропавловском соборе
Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во
епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую
кафедру, святитель Иоасаф строго следил за
благочестием и состоянием храмов, за
правильностью совершения Богослужения и особенно
нравственностью паствы. Большое внимание
святитель уделял образованию духовенства,
правильному соблюдению ими устава и церковных
традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все
силы отдавал архипастырскому служению, не щадя
своего здоровья. Своему келейнику Стефану,
накануне преставления, святитель запретил
домогаться священного сана и предупредил, что в
случае непослушания его постигнет безвременная
кончина. Другому келейнику, Василию, святитель
указал, что он будет диаконом, а сана священника
никогда не достигнет. И это предсказание
впоследствии исполнилось. 10 декабря (23 декабря
по н.ст.) 1754 года святитель преставился.
Прославление святителя Иоасафа в лике святых
состоялось 4 сентября (17 сентября по н.ст.)
1911 года.
Мучениц Мины, Ермогена
и Евграфа (ок. 313).
Святые мученики Мина, Ермоген и Евграф
пострадали за веру во Христа при императоре
Максимине (305-313).
Святой Мина был послан императором из Афин в
Александрию для подавления смут, возникших между
христианами и язычниками. Обладая даром
красноречия, Мина открыто стал проповедовать
христианскую веру и обратил ко Христу многих
язычников. Узнав об этом, Максимин направил в
Александрию епарха Ермогена для суда над святым,
а также приказал очистить город от христиан.
Ермоген, хотя и был язычником, но отличался
благочестием. Пораженный долготерпением святого
Мины при истязаниях и его чудесным исцелением
после страшных пыток, он сам уверовал в
Истинного Бога. Тогда Максимин сам прибыл в
Александрию. Но ни поразительная стойкость при
истязаниях, которым были подвергнуты святые Мина
и Ермоген, ни чудеса, явленные Богом в те дни в
городе, не смягчили императора, но еще более
ожесточили его. Император собственноручно
изрубил святого Евграфа, секретаря святого Мины,
а святым мученикам Мине и Ермогену приказал
отрубить головы.
Мощи святых мучеников, брошенные в железном
ящике в море, были впоследствии обретены (об
этом 17 февраля (2 марта по н.ст.)) и перенесены
в Константинополь. Император Юстиниан построил
храм во имя святого мученика Мины
Александрийского. Святой Иосиф Песнописец
(память 4 апреля (17 апреля по н.ст.)) составил
канон в честь святых мучеников.
Сщмчч. Иакова и Александра пресвитеров, сщмч.
Евграфа пресвитера и сына его (1918).
Сщмчч. Анатолия, Александра, Евгения,
Константина, Николая пресвитеров, и с ними мчч.
Петра, Евсевия, Михаила, Дорофея, Лаврентия,
Григория и мцц. Александры и Татианы, сщмч.
Михаила пресвитера, прмч. Сергия (1937).
Мц. Евдокии (после 1937).
Сщмч. Николая и Алексия пресвитеров (1938).
Свв. Анны и Татианы испп (1948).
Св. Феклы исп (1954).
Прп. Анны исп (1958).
Мч. Гемелла Пафлагонянина (ок. 361).
Прп. Фомы Вифинского (X).
Блж. Иоанна, царя Сербского (1503) и
родителей его: блж Стефана (1446) и блж.
Ангелины Бранковичей.