17 августа
(4 августа по старому стилю):
Успенский пост
Казанская-Пензенская икона Божией
Матери.
Казанская икона Божией Матери была пожалована царем
Алексеем Михайловичем (1645-1676) городу Пензе при его
основании в 1666 году. Притекавшие с верой к этой иконе
всегда получали помощь в различных нуждах. Накануне 4
августа 1717 года во время нашествия ногайских татар (так
называемый "кубанский погром"), когда не оставалось надежд
на спасение города, все жители собрались в собор на бдение,
которое не прерывалось всю ночь. Утром икону вынесли на
крепостной вал и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на
приступ, лик Божией Матери потемнел и святая икона
отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском
стане произошло смятение, и они бежали. В конце ХIХ века
этой иконе было установлено празднование на 4 августа. На
всенощном бдении положено величание: "Величаем Тя, Пресвятая
Дево, и чтем образ Твой святый, имже избавихомся от поганых
нашествия". (прим. все даты указаны по старому стилю).
Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха,
Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250).
Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий,
Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке.
Святой Максимилиан
был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей - сыновьями других
знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на
военной службе. Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем
гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же
ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к
ответу были призваны и семь ефесских отроков.
Представ перед императором, святые
отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки
воинского отличия - военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь,
что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из
города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь
к мученическому подвигу. Самый младший из них - святой Иамвлих, одеваясь в
нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город
он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой
Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд.
Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями.
чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников,
присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая
сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в
котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи
отроков и обстоятельства их страданий и смерти.
Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К
тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе
Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во
Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: "Как может
быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они
уничтожатся?" Другие утверждали: "Только одни души будут иметь воздаяние, так
как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от
них и праха". Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и
будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную
постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они
проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет.
Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки
поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил.
Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест.
Услышав
свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой
город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением
императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский
епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через
него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в
пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он
прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования
пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых
отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от
долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император
прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у
всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего
воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но,
явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в
пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти
святые мощи семи отроков.
Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. (По одному преданию,
которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке
греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22
октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия - 1
сентября). (прим. все даты указаны по старому стилю).