|
Православный календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в феврале 2025 года: |
|
|
• Неделя о блудном сыне (переходящее празднование).
• Собор святых
Пермской митрополии (переходящее празднование).
Праведный Симеон Богоприимец был, по свидетельству святого евангелиста Луки, одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (Лк. 2, 25). Ему было возвещено от Бога, что он не умрет до того времени, пока в мир не придет обещанный Мессия - Христос Господь.
Древние историки сообщают, что египетский царь Птоломей II Филадельф (285-247 до
рождества Христова) пожелал пополнить свою знаменитую александрийскую библиотеку
текстами Священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал
своих мудрецов. Среди 72 ученых прибывших в Александрию для перевода Священного
Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон. (Работа была
выполнена и получила название "Перевод 72-х толковников". Именно с него в
дальнейшем Ветхий Завет был переведен на славянский язык для Болгарской,
Сербской и Русской Православных Церквей.)
Праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова "Се,
Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7, 14), он решил, что слово "Дева"
здесь употреблено ошибочно, вместо слова "Жена", и хотел исправить текст. В этот
момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: "Имей веру написанным
словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не
увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы". С того
дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии.
И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский
храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда
Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд,
положенный по иудейскому закону, - представить пред Господом своего
Божественного Первенца и принести положенную жертву. Как только праведный Симеон
увидел пришедших, Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала
Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира.
Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнес свои пророческие слова:
"Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи
мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению
язычников и славу людей Твоих Израиля". Он благословил Пречистую Деву и
праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал: "Се, лежит Сей на падение и
на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе Самой оружие
пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 22-35). Далее
святой евангелист повествует: "Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от
колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего
семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и
молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и
пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 36-38).
О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360
лет. В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году
его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ
Новгородский (1212-1220; † 1232; память 8 октября).
|
Святителя Симеона, епископа Полоцкого, 1-го епископа Тверского (1289)
Святитель Симеон, епископ Тверской, был седьмым Полоцким епископом и первым епископом Тверской епархии. Происходил он из рода князей Полоцких. Кафедра святого первоначально была в Полоцке, но враждебные нападения и распри литовских князей, убийство в 1263 году Полоцкого князя - его племянника, принудили переселиться в Тверь. (Тверской князь Ярослав Ярославич в то время стал великим князем России, и Тверь он избрал своим престольным городом.)
Блаженный Симеон был снисходителен и добр к обиженным и несчастным, внимателен к
иноческому и священническому чину, и грозен для оскорблявших правду. Никоновская
летопись говорит, что святитель этот "смыслен зело и силен в книгах
Божественнаго Писания, учителен, добродетелем, нищия и сироты и вдовицы жаловаше,
и обидимых заступляше, и насилуемых избавляше".
История сохранила нам разговор святого Симеона с полоцким князем Константином,
который, желая посмеяться над своим тиуном (судьей), спросил за обедом у
святителя: "Где будут тиуны на том свете?" Симеон ответил: "Тиун будет там же,
где и князь". Князю это не понравилось, и он сказал: "Тиун судит неправедно,
берет взятки, мучит людей, а я что худое делаю?" Владыка объяснил ему: "Если
князь добрый и Богобоязненный, жалеет людей, любит правду и поставит тиуна -
человека доброго и Богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в
раю и тиун его будет с ним. Если же князь без страха Божия, не жалеет христиан,
не думает о сиротах и вдовах и поставляет начальника злого, нерассудительного, а
только бы доставлял ему деньги..., то и князь будет в аду, и тиун его с ним".
Скончался святитель Симеон 3 февраля 1289 года.
|
Равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912)
Святой равноапостольный Николай, архиепископ
Японский, в миру Иван Димитриевич Касаткин,
родился 1 августа 1836 года в Березовском
погосте, Бельского уезда, Смоленской губернии,
где его отец служил диаконом. Пяти лет он
потерял мать. Окончив Бельское духовное училище,
а затем Смоленскую духовную семинарию, в 1857
году Иван Касаткин поступил в
Санкт-Петербургскую духовную академию. 24 июня
1860 года в академическом храме Двенадцати
Апостолов епископ Нектарий совершил пострижение
его в монашество с наречением имени Николай. В
день памяти первоверховных апостолов Петра и
Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во
иеродиакона, а 30 июня - в престольный праздник
академического храма - в сан иеромонаха. Затем
по его желанию отец Николай был назначен в
Японию, настоятелем консульского храма города
Хакодате.
Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась
совершенно немыслимой. По словам самого отца
Николая, "тогдашние японцы смотрели на
иностранцев, как на зверей, а на христианство,
как на злодейскую церковь, к которой могут
принадлежать только отъявленные злодеи и
чародеи". Восемь лет ушло на то, чтобы изучить
страну, народ, язык, нравы, обычаи тех, среди
кого предстояло проповедовать, и к 1868 году
паства отца Николая насчитывала уже около
двадцати японцев. В конце 1869 года иеромонах
Николай в Петербурге доложил Синоду о
результатах своей работы. Было принято решение:
"Образовать для проповеди между японскими
язычниками Слова Божия особую Российскую
Духовную Миссию". Отец Николай был возведен в
сан архимандрита и назначен начальником этой
Миссии. Вернувшись в Японию, будущий святитель
передал Хакодатскую паству иеромонаху Анатолию,
а сам перенес центр Миссии в Токио. В 1871 году
в стране началось гонение на христиан, многие
подвергались преследованиям (в том числе первый
православный японец, знаменитый впоследствии
миссионер-священник Павел Савабе). Только к 1873
году гонения несколько прекратились, и стала
возможна свободная проповедь христианства.
В тот же год архимандрит Николай приступил к
строительству в Токио церкви и школы на
пятьдесят человек, а затем и духовного училища,
которое в 1878 году было преобразовано в
семинарию.
В 1874 году в Токио прибыл Преосвященный Павел,
епископ Камчатский, чтобы рукоположить во
священный сан рекомендуемый архимандритом
Николаем кандидатов из местного населения. К
этому времени при Миссии в Токио действовали
четыре училища - катихизаторское, семинарское,
женское, причетническое, а в Хакодате два - для
мальчиков и девочек. Во второй половине 1877
года Миссией стал регулярно издаваться журнал
"Церковный вестник". К 1878 году в Японии
насчитывалось уже 4115 христиан, существовали
многочисленные христианские общины. Богослужение
и преподавание на родном языке, издание книг
религиозно-нравственного содержания - вот
средства, которые позволили Миссии добиться за
короткий срок столь значительных результатов.
30 марта 1880 года в Троицком соборе
Александро-Невской Лавры состоялась хиротония
архимандрита Николая во епископа. Вернувшись в
Японию, святитель с еще бо'льшим усердием стал
продолжать свои апостольские труды: завершил
строительство собора Воскресения Христова в
Токио, принялся за новый перевод Богослужебных
книг, составил на японском языке особый
православный Богословский словарь.
Большие испытания выпали на долю святителя и его
паствы в период русско-японской войны. За свои
подвижнические труды в эти тяжелые годы он был
удостоен возведения в сан архиепископа.
В 1911 году исполнилось полвека с тех пор, как
молодой иеромонах Николай впервые ступил на
японскую землю. К тому времени в 266 общинах
Японской Православной Церкви было 33 017
христиан, 1 архиепископ, 1 епископ, 35
священников, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116
проповедников-катихизаторов. 3 февраля 1912
года, на 76-м году жизни, просветитель Японии
архиепископ Николай мирно отошел ко Господу.
Священный Синод Русской Православной Церкви 10
апреля 1970 года вынес акт о прославлении
святителя в лике равноапостолов, ибо в Японии
святой уже давно был чтим как великий праведник
и молитвенник пред Господом.
Антоний, архиепископ Минский и Белорусский.
Святой равноапостольный архиепископ Японский
Николай. - "Богословские труды", сб. 14, 1975.
с. 5-61: Казем-Бек А. Апостол Японии архиепископ
Николай (Касаткин). - "Журнал Московской
Патриархии", 1960. № 7, с. 43-58; Воронов Л.
свящ., Святитель Николай - ревнитель и защитник
Православия. - Там же, 1961, № 7, с. 66-74;
Амбарцумов Е., прот. Архиепископ Японский
Николай. - Там же. 1961. № 10, с. 14-20; Сергий,
архиепископ (Ларин). Славный юбилей архиепископа
Николая.- Там же, 1961, № 12, с. 22-28; Васильев
А. Из воспоминаний об архиепископе Японском
Николае. - Там же, 1962, № 6, с. 75-76. Тропарь
святому равноапостольному Николаю, архиепископу
Японскому. - Там же. 1970, № 11, с. 59; 1971, №
4, с. 9. Служба святому равноапостольному
Николаю, Архиепископу Японскому. - Там же, 1978,
№ 5, с. 73-80.
|
Благоверного князя Романа Угличского (1285)
Благоверный князь Роман Угличский, сын Угличского князя Владимира и княгини Фотинии, племянник Василько, князя Ростовского († 1238; память 4 марта), родился 1 октября 1235 года.
По смерти своего отца (в 1248 г.) и старшего брата Андрея - (1261 г.), святой Роман 26-ти лет принял на себя управление Угличем и стал попечительным отцом подданных. Он устраивал богадельни, странноприимные дома и принимал в них убогих, приходивших к нему отовсюду. Более 15 храмов воздвигнуто было им в княжестве. Каждый день святой Роман присутствовал на Богослужении, часто беседовал с благочестивыми иноками. После смерти супруги в 1280 году он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы и благотворительности. Он построил на высоком берегу Волги город Романов (ныне Тутаев). Скончался святой князь мирно 3 февраля 1285 года и погребен в церкви Преображения в Угличе.
В 1486 году мощи святого Романа были обретены
нетленными и перенесены в новую соборную церковь
Преображения. В 1595 году, по благословению
Патриарха Иова, вследствие известий о чудесах
мощи были свидетельствованы Казанским
митрополитом (будущим Патриархом) святителем
Ермогеном (память 17 февраля), и князь Роман был
причислен к лику святых. В 1609 году при
нашествии поляков святые мощи сгорели вместе с
храмом.
|
Мученика Власия вукола (пастуха ) Кесарийского (III).
Святой Власий Кесарийский - Вукол - жил в III веке, происходил из Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) и был пастухом (по-гречески вукол).
Когда настало гонение на христиан, святой Власий
добровольно предал себя в руки мучителей, его
подвергли истязаниям, били воловьими жилами, но
Господь исцелил его раны. Тогда Власия бросили в
котел с кипящей водой, но и там он остался
невредим. Воины-язычники, видевшие это чудо,
уверовали во Христа Иисуса.
Правитель, желая показать, что мученик не
получил никакого вреда от того, что вода остыла,
бросился в котел и скончался.
Обратив многих к вере во Христа, святой Власий
мирно предал свою душу Богу. Пастушеский жезл
святого вонзили в землю, и он вырос в огромное
дерево, которое покрыло своими ветвями алтарь
церкви, воздвигнутой над его мощами.
|
Сщмчч. Иоанна, Тимофея, Адриана, Василия
пресвитеров, прмч. Владимира и мч. Михаила
(1938).
Прор. Азарии (X в. до Р.Х.).
Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана (250).
Мчч. Адриана и Еввула (ок. 308-309).
Свт. Ансгара, еп. Гамбургского, просветителя
Дании и Швеции.
Свт. Лаврентия Кентерберийского (619)
(Кельт. и Брит.).
Прп. Вербурги Честерской, игумении (ок.
700) (Кельт. и Брит.).
Св. Ии Ивесской.
Свт. Иакова, архиеп. Сербского (Серб.).
Мч. Павла Сирина, пострадавшего при Диоклете
(IV).
Блгв. князя Святослава-Гавриила Юрьевского
(1253) и сына его св. Димитрия.
Св. Саввы Иоанийского (XV).
Св. Игнатия Мариупольского, митр. Готфейского
и Кафайского (1786).
Греческие новомчч. братья Стаматий, Иоанн и с
ними Николай Хиосские (1822).
<< 15 февраля |
17 февраля >>
20 апреля 2025
года
- Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и
Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2025 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 13 апреля 2025 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 29 мая 2025 г.
Вознесение Господне
• 8 июня 2025 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
•
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
14
октября
Покров Пресвятой Богородицы
• 3 марта - 19 апреля 2025 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2025 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2025 г. - 6 января 2026
г.
Рождественский пост
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
• 10 - 15 февраля 2025 г.-
Мытаря и фарисея
• 24 февраля - 2 марта 2025 г. -
Сырная (Масленица)
• 21-26 апреля 2025 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 8-14 июня 2025 г. -
Троицкая
• 22 февраля 2025 г. -
• 15, 22 и 29 марта
2025 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 29 апреля 2025 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 7 июня 2025 г. -
Суббота Троицкая
• 1 ноября 2025 г. -
Суббота Димитриевская