|
Православный календарь. |
|
|
Православные праздники, памятные дни, посты в феврале 2025 года: |
|
|
Преподобный Вукол, епископ Смирнский, ученик святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, был им поставлен первым епископом Смирнской Церкви (Малая Азия).
Благодатию Божией, святитель Вукол обратил ко Христу и крестил множество
язычников и как опытный и мудрый наставник защищал свою паству от тьмы ересей.
Скончался в мире около 100-105 года. Свою паству он передал святому Поликарпу,
знаменитому мужу апостольскому, который также был учеником святого апостола
Иоанна Богослова (память его 23 февраля). У гроба святителя Вукола выросло
миртовое дерево, которое исцеляло больных.
|
Преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI)
Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк жили в VI веке, в царствование императора Юстиниана I (483-565). Они подвизались в монастыре аввы Серида, в Палестине, близ города Газы.
Преподобный Варсонофий родился в Египте (год его рождения неизвестен). С юных
лет он стал вести жизнь подвижническую. Известно, что, придя в монастырь аввы
Серида, он устроил себе малую келлию вблизи монастыря (келлии на Востоке часто
вырубались в виде пещер). Позднее в этой келлии прожил 18 лет - до своей кончины
- ученик преподобного Варсонофия, преподобный Иоанн, подражая своему учителю в
безмолвии, подвигах и усвоении добродетелей. За дар прозорливости он получил
название Пророка.
Преподобный Варсонофий через некоторое время перешел в другую тесную келлию,
тоже близ монастыря. Для полного безмолвия удалившись от людей, не видя никого,
питаясь только хлебом и водой, преподобный провел 50 лет в трудах и подвигах.
Когда услышал о подвижнике Патриарх Иерусалимский Евстохий, образ жизни
преподобного Варсонофия показался ему невероятным. Он решил убедиться в нем
лично. Для этого велел тайно проникнуть в келлию преподобного. Однако пытавшиеся
сделать подкоп в тесное помещение святого были опалены вырвавшимся пламенем. В
своем затворе преподобный Варсонофий всецело предался молитве и достиг высокой
степени духовного совершенства.
О жизни, подвигах и благодатных дарованиях святых Варсонофия и Иоанна
сохранились свидетельства в рукописях. В славянских списках ХV-ХVII вв. находим
их наставления в форме ответов на вопросы, которые им задавали ученики и мирские
люди. В ХVIII в. стараниями известного молдавского старца, схиархимандрита
Паисия Величковского († 1794) были найдены на Афоне наиболее полные две
древнейшие пергаменные греческие рукописи "Ответов" преподобных Варсонофия и
Иоанна. Они были при жизни старца Таисия переведены на молдавский и славянский
языки. Издание этих рукописей, так же как и перевод на русский язык, было
осуществлено в ХIХ веке старцами Введенской Оптиной пустыни. Наставления
преподобных Варсонофия и Иоанна ясно показывают степень их нравственного
совершенства, любви к людям, содержат скупые факты их жизни. Нам неизвестно
точное время кончины преподобного Варсонофия: одни называют годом его смерти
563, другие говорят более осторожно - до 600 года.
Проведя долгое время в затворе, преподобный Варсонофий после того и до кончины
преподобного Иоанна Пророка, о чем свидетельствует авва Дорофей (память его 5
июня), стал служить людям, наставляя их на путь спасения. Известно, что свои
ответы вопрошавшим святой Варсонофий передавал через преподобного Иоанна, иногда
поручая ему давать ответы, а также через игумена авву Серида, который записывал
ответы святого. В ответах преподобного Варсонофия и Иоанна Пророка, ставших
руководством к духовной жизни не только для их современников, но и последующих
поколений, ясно можно видеть постепенное духовное восхождение "от силы в силу"
преподобных. Подвигом поста, безмолвия, хранения сердца, непрестанной молитвы
преподобный Варсонофий достиг высоты смирения, рассуждения и огненной любви.
Господь дал ему дар прозорливости, предвидения и чудотворения, а также власть
молитвой очищать от грехов души людей. Иногда он брал грех другого на себя.
Преподобный знал сердечные расположения, поэтому наставлял сообразно с
направлением мыслей каждого. Именем Господа он воскрешал мертвых, изгонял
демонов, исцелил безнадежных больных; вещи, им освященные, подавали помощь
(например, куколь снял головную боль инока). По молитве преподобного Варсонофия
Бог посылал дождь на землю, снимая Свой гнев с множества людей; предсказания
преподобного всегда исполнялись. Так, он предупредил безмолвника того же
монастыря - старца Евфимия, что тот будет положен с ним в один гроб, что и
сбылось, как и многое другое. Все эти великие дарования преподобный Варсонофий
приобрел после многих лет терпеливого перенесения великих искушений и болезней.
(Кроме Варсонофия Великого, православного подвижника, почти в одно время с ним
жил другой Варсонофий - еретик, монофизит. О нем говорил в своем "Исповедании
веры", посланном на VI Вселенский Собор, Софроний, Патриарх Иерусалимский.)
Когда пришел в обитель аввы Середа и откуда был родом преподобный Иоанн Пророк,
ученик святого Варсонофия, осталось неизвестным. Следуя наставлениям
преподобного Варсонофия, Иоанн достиг вершины совершенства, став подобным во
всем своему учителю. Но, по своему смирению, обращавшихся непосредственно к нему
с вопросами он посылал к авве Варсонофию. Многое провидел и предсказал
преподобный Иоанн, так же и свою кончину, последовавшую за кончиной аввы Серида.
Молодой игумен того монастыря - Елиан - умолял Преподобного пожить еще хотя бы
две недели, чтобы научить его уставу и управлению монастырем. Преподобный Иоанн
исполнил его просьбу и действительно умер через две недели. Преподобный
Варсонофий Великий пережил своего ученика и друга. Об этих двух подвижниках мы
знаем из книги "Преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна руководство к
духовной жизни в ответах на вопрошения учеников". Эта книга была известна многим
святым, жившим в более позднее время, о чем свидетельствуют сочинения
преподобного Феодора Студита (память 11 ноября и 26 января), священно-инока
Никона Черногорца († 1060), преподобного Симеона Нового Богослова (память 12
марта) и других православных подвижников и писателей (Евагрий).
|
Святителя Фотия, патриарха Константинопольского (891)
Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский, жил в IХ веке, происходил из семьи ревностных христиан. Отец его скончался мученической смертью за защиту икон. Святой Фотий получил блестящее образование и, состоя в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем: "сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними". У него обучались наукам юный наследник престола Михаил и будущий просветитель славян равноапостольный Кирилл. Глубокое христианское благочестие ограждало святого Фотия от прельщения благами придворной жизни - всей душой он стремился к иночеству.
В 857 году соправитель царя Михаила, Варда, удалил с Константинопольской кафедры
Патриарха Игнатия. Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали
императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол.
Святой Фотий со смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был
по иерархическим степеням, а в день Рождества Христова посвящен во епископа с
возведением на патриарший престол.
Однако вскоре начались волнения в Церкви, разжигаемые удаленным с кафедры
патриархом Игнатием. В 861 году был созван Собор для прекращения смут, на
котором утверждено было низложение Игнатия и утверждение патриархом Фотия. Папа
Николай I, послы которого присутствовали на этом Соборе, надеялся, утверждая
Фотия патриархом, подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на
Римском Соборе предал Фотия анафеме.
С того времени началось для святителя Фотия длившееся до конца его жизни
противоборство папскому своеволию и посягательству на Православную Церковь
Востока. В 864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству.
Болгарский князь Борис крещен был, как полагают, самим Патриархом Фотием, после
чего святитель Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения
болгарского народа, а в 865 году - святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа
на славянском языке.
Однако приверженцы папы в Болгарии возбудили недоверие болгар к проповедникам
Восточной Церкви. Бедственное положение Болгарии из-за нападения германцев
заставило их искать помощи на Западе, и болгарский князь обратился к папе с
просьбой прислать ему своих епископов. Прибыв в Болгарию, папские легаты начали
активно утверждать в ней учение и обычаи латинские вместо православных.
Святитель Фотий, будучи твердым защитником истины и обличителем неправды,
известил окружным письмом Восточную Церковь о делах папы, указав на отступление
Римской Церкви от древнего Православия не только в обрядах, но и в
вероисповедании. Был созван Собор, осудивший своеволие Запада.
В 867 году императорский престол захватил Василий Македонянин, умертвив
императора Михаила. Святитель Фотий обличил убийцу и не допустил его до
приобщения Святых Христовых Таин. За это он был удален с патриаршего престола и
заключен в монастырь под стражу. На его место был снова поставлен патриарх
Игнатий. Собор, созванный для расследования поступка святителя Фотия, проходил
при участии папских легатов, которые потребовали от Собора подписания грамоты о
безусловном подчинении всей Церкви суду папы. Восточные епископы, не соглашаясь
на это, вступили в спор с легатами. Вызванный на Собор святитель Фотий молчанием
отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться,
отвечал: "Одумались ли сами судьи?" Противники Фотия после долгих споров
одержали победу, и, не имея никаких оснований к осуждению, произнесли анафему
Патриарху Фотию и защищавшим его епископам. Святитель был послан в заточение на
7 лет и, по его собственному свидетельству, "только благодарил Господа,
терпеливо нес суды Его...". В то время латинское духовенство было изгнано из
Болгарии за своеволие папы, и Патриарх Игнатий послал туда своих епископов.
В 879 году, после смерти Патриарха Игнатия, был созван Собор (многими отцами
Церкви называемый 8-м Вселенским) вновь признавший святителя Фотия законным
пастырем Церкви. Папа Иоанн, лично знавший Фотия, через послов объявил на Соборе
об отмене всех прежних папских определений о Фотии. Собор признал
неприкосновенность Никейско-Цареградского Символа, отвергнув латинское искажение
(filioque), признал независимость и равенство обоих престолов и обеих Церквей
(Западной и Восточной). Собор постановил уничтожить в Болгарии церковные обычаи
и обряды, введенные латинянами, чем пресек их господство там. При преемнике
императора Василия, Льве, святитель Фотий вновь пострадал по ложному доносу,
обвиненный в заговоре против императора. Будучи низведен с кафедры в 886 году,
святитель окончил дни свои в Армонийском монастыре в 891 году.
Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника
Православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего
многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян,
опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию
различных предметов веры.
|
Мученика Иулиана (312)
Святой мученик Иулиан был родом из
финикийского города Эмесы, пострадал в 312 году
при императоре Максимине II Дайе.
Он был искусным врачом, исцелял болезни не только телесные, но и душевные и многих людей обратил к вере во Христа Спасителя. Когда вели на растерзание зверям святых мучеников - епископа Сильвана, диакона Луку и чтеца Мокия (память 29 января), Иулиан укреплял их и убеждал не страшиться смерти за Господа. За это он был тоже схвачен и заключен в тесную расщелину, где его умертвили, вонзив ему в голову, руки и ноги длинные гвозди.
|
Мученицы Фавсты и мучеников Евиласия и Максима (305-311).
Святая мученица девица Фавста и с нею Евиласий и Максим пострадали во время гонения на христиан императора Диоклетиана в городе Кизике (Мизия) между 305-311 годами.
Святая Фавста была воспитана
родителями-христианами и, рано осиротев,
проводила строгую и добродетельную жизнь. Слух о
ней, как о христианке, дошел до правителя, и к
святой был послан 80-летний жрец Евиласий, чтобы
принудить ее к отречению от Христа. Святая
мужественно исповедала свою веру и была
подвергнута многим тяжким мукам, но,
подкрепляемая Господом, не ощущала страданий.
Заключив святую в деревянный ящик, мучители
изнемогли, пытаясь распилить его пилами или
сжечь в огне - не только сама святая мученица,
но и ящик оставались невредимыми, охраняемые
Божественной силой. Жрец Евиласий был поражен
очевидным проявлением силы Божией, уверовал в
Спасителя и исповедал себя христианином.
Для расследования дела царем был послан епарх
Максим, который начал истязать старца,
уверовавшего во Христа. Евиласий обратился к
святой Фавсте и попросил ее помолиться за него,
после чего мужественно претерпел мучения. Святую
Фавсту отдали на растерзание хищникам, но звери
ее не коснулись. Тогда ей вонзили гвозди в лоб,
глаза, грудь и другие части тела и, наконец,
бросили в кипящий котел вместе со святым
Евиласием. При этом мученики молились за своих
мучителей.
Видя веру и терпение святых и сподобившись
небесного видения, епарх Максим также обратился
ко Христу, молил Его о прощении своих грехов и,
бросившись в котел, в котором истязались святые
Фавста и Евиласий, вместе с ними удостоился
мученической кончины.
|
Мучениц Марфы, Марии и брата их преподобномученика Ликариона отрока.
Святые мученицы девы Марфа и Мария были родными сестрами, жили в Асии (Малая Азия) и горели желанием пострадать за Господа Иисуса Христа.
Однажды мимо их дома проходил военачальник-язычник. Сестры вышли к нему и громко объявили, что они христианки. Сперва воевода не обратил на них внимания, но они настойчиво кричали вслед ему, повторяя свое исповедание. Тогда обе они были схвачены вместе с братом - отроком Ликарионом. Все трое были распяты на крестах, и при казни присутствовала их мать, которая укрепляла их в страданиях за Христа. Сестер пронзили копьями, а отрок Ликарион был усечен мечом.
|
Сщмч. Димитрия пресвитера и мч. Анатолия
(1921).
Сщмч. Василия пресвитера (1930).
Новосщмч. Василия Надеждина, пресвит.
Московского (1937).
Сщмч. Александра пресвитера (1938).
Мцц. Дорофеи, Христины, Каллисты и мч.
Феофила (288-300).
Прп. Дорофеи схимницы, Кашинской.
Свт. Маела, еп. Ардахского, ученика св.
Патрика (488) (Кельт. и Брит.).
Мчч. Фавста, Василия, Сильвана и свв. мчч.
Дарионских в Константинополе (Греч.).
Прп. Иоанна Фивского, монаха (Греч.).
Св. Иакова, Сирийского (460).
Св. Ведаста, еп. Арасского (540).
Св. Аманда, ап. Маастрихтского (675) (Нидерл.).
Преп. Арсения Икалтойского (1127)
(Груз.).
<< 18 февраля |
20 февраля >>
20 апреля 2025
года
- Светлое Христово
Воскресение (Пасха)
Двунадесятые переходящие праздники
Церковные многодневные посты
среда и пятница всего года,
за исключением сплошных седмиц и
Святок
Сплошные седмицы
Дни особого поминовения усопших
© 2008-2025 |
Tamby.info |
Обратная связь
• 13 апреля 2025 г.
Вход Господень в Иерусалим
• 29 мая 2025 г.
Вознесение Господне
• 8 июня 2025 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница.
•
Обрезание Господне
•
7
июля
Рождество Иоанна Предтечи
•
12
июля
Святых апостолов Петра и Павла
•
11
сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
•
14
октября
Покров Пресвятой Богородицы
• 3 марта - 19 апреля 2025 г.
Великий пост
Петров (Апостольский) пост
• 14 - 27 августа 2025 г.
Успенский пост
• 28 ноября 2025 г. - 6 января 2026
г.
Рождественский пост
• 18 января
Крещенский сочельник
• 11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи
• 27 сентября
Воздвижение Креста Господня
• 7-18 января -
• 10 - 15 февраля 2025 г.-
Мытаря и фарисея
• 24 февраля - 2 марта 2025 г. -
Сырная (Масленица)
• 21-26 апреля 2025 г. -
Пасхальная (Светлая)
• 8-14 июня 2025 г. -
Троицкая
• 22 февраля 2025 г. -
• 15, 22 и 29 марта
2025 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста
• 29 апреля 2025 г. -
Радоница
• 9 мая -
Поминовение усопших воинов
• 7 июня 2025 г. -
Суббота Троицкая
• 1 ноября 2025 г. -
Суббота Димитриевская