TamBY.info
|
Церковный календарь.
|
|
|
Православные праздники, дни памяти в июне: |
Этот праздник православной церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется в
пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье).
После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день
после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память
Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими
учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в
Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть, по-нашему -
девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного
ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные
языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились
Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных
языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди
Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу
опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на
праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках
воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие
уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и
креститесь во имя Иисуса Христа для прошения грехов; тогда и вы получите дар
Святого Духа»
Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около
трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие,
то есть Церковь Христова.
В день праздника Пятидесятницы
Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины... прииди и вселися в ны... Сегодня, сразу
после Божественной литургии, совершается вечерня в воспоминание сошествия на
святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются
коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости,
Духа разума и страха Божия (молитва коленопреклоненная после сугубой ектении).
Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а
также прежде усопшим отцам и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и
они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых... «зане ни един
есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть» (молитва
коленопреклоненная после «Сподоби, Господи, в вечер сей»).
Без благодати Духа Святого нет спасения, нет истинного христианства. Сам Господь
Иисус Христос неоднократно говорил, что для Его последователей необходим этот
Божий дар. Очень определенно сказал Он об этом в беседе с праведным Никодимом,
пришедшим к Нему узнать, что нужно делать, чтобы спастись. «Истинно, истинно
говорю тебе, - учил Никодима Господь, - если кто не родится свыше... от воды и
Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а
рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 3. 5-6). Смысл слов Спасителя ясен: если не
произошло духовного рождения, если не получены благодатные дары Духа Божия,
невозможно наследовать Царство Божие.
Но как можно стяжать благодать Святого Духа? Нужно прежде всего иметь искреннее,
сердечное желание, соединенное с твердой и непоколебимой верой. Нужно избегать
всякой неправды, греховной скверны и творить добро. Средства к стяжанию
благодати подаются в Церкви Божией, в святом храме, в церковных таинствах и
молитве.
Почему украшают храм на Троицу ?
Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками,
цветами.
Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались
зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и
зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на
апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена
ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве,
поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.
А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией
человеческие души расцветают плодами добродетелей.
|
Леснинской иконы Божией Матери (переходящие празднования в День Святой Троицы).
Леснинская икона Божией Матери была обнаружена в праздник Воздвижения Креста Господня в 1683 году пастухом в ветвях грушевого дерева и перенесена в ближайшую православную церковь деревни Буковичей, недалеко от села Лесны.
Когда слава о чудесно явившейся иконе разнеслась по всей окрестности, то католическое духовенство решило использовать икону для распространения католичества. Они силой отняли икону у жителей Буковичей в 1686 году и поставили в Леснинском костеле.
В начале ХVIII века монахи католического ордена основали в
Лесне большой костел и монастырь, в котором находилась
чудотворная икона. В 1863 году монахи ордена приняли участие
в польском восстании, и, по распоряжению русского
правительства, монастырь был закрыт и обращен в православный
приход. От иконы совершалось множество чудотворений.
Празднование Леснинской иконе Божией Матери совершается
также 8 сентября и в День Святой Троицы.
|
Память II Вселенского Собора (381).
Второй Вселенский Собор состоялся в 381 году и довершил
победу Православия, одержанную в 325 году на Первом
Вселенском Соборе.
В трудные годы, протекшие после принятия Никейского Символа
веры, арианская ересь дала новые побеги. Македоний, под
видом борьбы с ересью савеллиан, учивших о слиянии ипостаси
Отца и Сына, стал употреблять слово "подобосущен" по
отношению Сына к Отцу. Эта формулировка была опасна еще и
тем, что Македоний выставлял себя как борца с арианами,
употреблявшими термин "подобен Отцу". Кроме этого,
македониане - полуариане, склонявшиеся в зависимости от
обстановки и выгоды то к Православию, то к арианству, хулили
и Святого Духа, утверждая, что Он не имеет единства с Отцом
и Сыном. Второй еретик - Аеций ввел понятие "иносущен" и
говорил, что Отец имеет совершенно другое существо, чем Сын.
Его ученик Евномий учил о иерархической подчиненности Сына
Отцу и Святого Духа Сыну. Всех, кто приходил к нему, он
перекрещивал в "смерть Христа", отвергая Крещение во Имя
Отца и Сына и Святого Духа, заповеданное Самим Спасителем.
Третья ересь родилась из учения Валента и Урсакия на
Аримонском Соборе. Они пытались обмануть православных
епископов, провозгласив, что Сын Божий от Бога и подобен
Богу Отцу, а не есть творение, как учат ариане. Но под тем
предлогом, что слово "существо" не находится в Священном
Писании, еретики предлагали не употреблять термин
"единосущный", по отношению Сына к Отцу. Кроме этих трех
основных ересей, было много и других лжеучений. Еретик
Аполлинарий говорил: "Плоть Спасителя, взятая с Неба из лона
Отца, не имела человеческой души и разума; отсутствие души
восполняло Слово Божие; Божество оставалось мертвым в
продолжении трех дней".
Для обличения ересиархов, святой царь Феодосий Великий
(379-395) созвал в Константинополе Вселенский Собор, на
котором присутствовало 150 епископов. На рассмотрение святых
отцов было предложено утвержденное на Римском соборе
исповедание веры, которое святой папа Дамас прислал епископу
Антиохийскому Павлину. Прочитав свиток, святые отцы,
отвергая лжеучение Македония, единодушно утвердили
апостольское учение, что Дух Святой есть не служебное
существо, но Господь Животворящий, от Отца исходящий, со
Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый. Для опровержения
прочих ересей: евномиан, ариан и полуариан, святые отцы
подтвердили Никейский Символ Православной веры.
В Символе, принятом I Вселенским Собором, не говорилось о
Божественном достоинстве Святого Духа, ибо духоборческой
ереси тогда не было. Поэтому святые отцы II Вселенского
Собора прибавили к Никейскому Символу 8, 9, 10, 11 и 12
члены, т. е. окончательно сформулировали и утвердили
Никео-Цареградский Символ веры, исповедуемый и ныне всей
Православной Церковью.
Второй Вселенский Собор кроме того установил формы
церковного суда, определил принимать в общение через
Таинство Миропомазания раскаявшихся еретиков, которые
крестились во Имя Святой Троицы, а крестившихся единократным
погружением принимать как язычников.
Святитель Григорий Богослов (память 25 и 30 января) на
Соборе дал в своем слове следующее изложение Православной
веры: "Безначальное Начало и Сущее с Началом - Един Бог. Но
безначальность или нерожденность не есть естество
Безначального. Ибо всякое естество определяется не тем, что
оно не есть, но что оно есть: оно есть положение, а не
отрицание существующего. И Начало, тем, что оно начало не
отделяется от Безначального, ибо для Него быть началом не
составляет естества, как и для первого быть безначальным;
потому что это только относится к естеству, а не есть самое
естество. И Сущее с Безначальным и с Началом есть не иное
что, как то же, что и Они. Имя Безначальному - Отец, Началу
- Сын, Сущему вместе с Началом - Дух Святый; а естество в
Трех единое - Бог. Единение же - Отец, из Которого и к
Которому они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и
не разделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни
могуществом".
Мученика Василиска (ок. 308)
Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона
(память 17 февраля по ст.ст.) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником
во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305-311). Святые
мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта по
ст.ст.), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице.
Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой
Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему
явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую
кончину в Команах. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в
родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость
жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что
видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру. Когда
Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко
наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с
жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого
Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с
вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.
Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины
Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика
Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным
солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: "Не бойся, Я с
тобою". Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и
Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим
чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители
селения и получали исцеления по его молитве.
Когда наконец мученик предстал перед Агриппой тот повелел ему принести жертву
языческим богам. Мученик ответил: "Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и
благодарения". Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба
сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда
Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его
бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре
выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через
некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика
Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали
совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября по ст.ст.)
перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск
и произнес: "Завтра будем вместе". О подвиге святого мученика Василиска поведал
миру очевидец его страданий святой Евсигний (память 5 августа по ст.ст.).
|
Мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского (1015)
Святой мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский, родился в Х веке. С
детства он воспитывался в благочестии, а возмужав, мудро управлял своими
владениями Илирией и Далмацией, храня в чистоте святую веру. Благоверный князь
был женат на Косаре, дочери Болгарского царя Самуила. Призванный под предлогом
переговоров к болгарскому царю Иоанну-Владиславу, был им изменнически убит 22
мая 1015 года у входа в храм. Благочестивая супруга святого князя, Косара,
затворилась в построенном ее мужем храме, где и скончалась, до конца жизни не
покидая церкви. Мощи святого князя находятся близ Элбосани.
|
Блаженного Якова, отрока Боровичского в Новгороде (1540)
Праведный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец, в отрочестве
принял на себя суровый подвиг юродства. Больше о жизни его ничего не
известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 году, на третий
день Пасхи, к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Осте
против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб (дубовая
колода) без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности,
крестьяне шестами оттолкнули льдину к средине реки, но она возвратилась
к берегу. Так повторялось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне
юноша, виденный ими на льдине, и сказал: "Я такой же христианин, как и
вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова,
брата Господня". Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а
в 1544 году перенесены в Святодуховский храм. Тогда же было установлено
ему празднование. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам
святого Иакова целительную силу. Полиелейное празднование установлено с
1572 года. В Иконописном подлиннике о святом Иакове сказано: "Подобием
млад, наг, препоясан платом". В 1657 году патриарх Никон часть мощей
святого перевез на Валдай, в Иверскую обитель.
|
Сщмч.
Михаила пресвитера (1942).
Новосщмч. Захарии Прусского (1802) (Греч.).
Св. прав. Мелхиседека, царя Салимского.
Мч. Маркелла и Кодрата (Греч.).
Мц. Софии врачебницы (Греч.).
Новомчч. Павла и Димитрия Трипольских (Греч.).
<< 3 июня | 5 июня >>
|
|
|
16 апреля 2023 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха) |
|
|
|
|