TamBY.info

 

Православный календарь.
Май 2025 года



Православные праздники, памятные дни, посты в мае 2025 года:




27 мая
(14 мая по старому стилю):


 

Мученика Исидора (251)


Святой мученик Исидор жил в VI веке на острове Хиосе, родом был из Александрии.

 

В первый год правления императора Декия (249-251) был издан указ переписать всех способных служить в войсках Римской империи. Святого Исидора, рослого, с крепким телосложением, приняли в полк военачальника Нумерия.

 

Святой Исидор был христианин, вел трезвую и воздержную жизнь, был целомудрен, избегая всех языческих обычаев. Другой императорский указ повелевал, чтобы все воины поклонялись римским языческим богам и приносили им жертвы. Не подчинившиеся указу должны были предаваться на мучения и смерть. Сотник донес военачальнику Нумерию, что Исидор христианин.

 

На допросе перед Нумерием святой Исидор бестрепетно исповедал свою веру во христа Спасителя и отказался принести жертву идолам. Нумерий убеждал святого не подвергать себя мучениям и повиноваться воле императора, но святой Исидор отвечал, что повинуется лишь воле вечного Бога, Христа-Спасителя, и никогда не отречется от Него. Святой был предан на муки.

 

Во время истязаний он славил Христа Бога и хулил языческих идолов. Военачальник велел отрезать святому язык, но и после этого святой продолжал внятно прославлять Христа. Нумерий в ужасе упал на землю и сам потерял дар речи. Поднявшись с помощью воинов, он знаками потребовал себе дощечку и на ней написал приказ - отсечь голову святому Исидору.

 

С радостью встретил святой Исидор свой смертный приговор и сказал: "Славлю Тебя, Владыко мой, что Ты по милости Своей принимаешь меня в Свои небесные селения!" Кончина мученика произошла в 251 году. После казни тело его было брошено без погребения, но друг святого, тайный христианин Аммоний, взял его тело и предал земле. Позднее и сам Аммоний принял мученическую кончину в городе Кизике (память 17 сентября (4 сентября по ст.ст.)).


В начале ХII века русский паломник игумен Даниил видел мощи святого мученика Исидора на острове Хиосе. Позднее мощи его были перенесены в Константинополь и положены в храме святой Ирины.



Блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца (1474)


Блаженный Исидор, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец, родился в Германии, в окрестностях, вероятно, Бреннабора (или Браннибора, ныне — Бранденбург) в богатой славянской семье католического вероисповедания. Уже в ранней юности отличаясь чистотой и милосердием, святой Исидор раздал богатство убогим и ради Царства Небесного оставил родительский дом. Приняв на себя подвиг юродства Христа ради, он в лохмотьях и с посохом в руке отправился в долгое странствование через многие города и страны, терпя повсюду насмешки, издевательства, а порой даже и побои.


Последней страной на пути его скитаний оказалась Россия. Блаженный Исидор принял Православие и поселился в Ростове Великом. Построив себе непокрытую хижину из хвороста на болотистом пустыре в черте города, святой угодник Божий совершал в ней долгие ночные молитвы. Дни же он проводил на городских улицах, смиренно перенося все тяготы и поношения с усердной молитвой за своих обидчиков. Спал святой днем очень мало и не иначе, как на куче навоза или на сырой земле.


Вдохновляемый в своих многотрудных подвигах горячей любовью к Богу, он претерпевал всякое озлобление и скорбь с таким усердием, что своим терпением уподобился древнему Иову. И Господь прославил такую нелицемерную любовь подвижника даром чудотворений. Однажды блаженный Исидор спас от неминуемой гибели ростовского купца, брошенного в бушующее море по жребию его попутчиками. Корабль был застигнут внезапной бурей, и плывшие на нем, подобно спутникам пророка Ионы, решили через жребий узнать, по чьим грехам им угрожает опасность, и бросить виновного в море. Оказавшись на небольшой доске в штормовых волнах, купец почти потерял надежду на спасение, когда внезапно его взору предстал блаженный Исидор, шедший по воде, как по суше. Чудесным образом блаженный Исидор вернул на корабль купца и повелел ему объяснять всем чудесное избавление от смерти силой Божественного милосердия. Впоследствии при случайной встрече на одной из ростовских улиц со спасенным им купцом он вновь настоятельно потребовал не разглашать тайну своего чудесного заступничества, а воздавать благодарение Богу.


Сохранился и другой рассказ о даре чудотворений блаженного Исидора. Однажды блаженный Исидор пришел ко двору Ростовского князя в момент, когда тот принимал у себя епископа, и просил у одного из стражников воды для утрления жажды, но был грубо изгнан от княжеского дворца. Тем временем слуги, посланные князем за водой для стола, были немало удивлены, обнаружив все сосуды с запасенной прежде водой совершенно пустыми. Когда князю доложили о грубом обращении с юродивым, он строго наказал своего стражника, повелел отыскать блаженного Исидора и умолить его явиться во дворец.

 

Вскоре угодник Божий был доставлен к князю. Он вошел с большой просфорой в руках, которую преподнес епископу со словами: «Приими, святителю, просфору сию, юже аз в сии час приях от руки святейшего митрополита в Киеве, в церкви Святой Софии». Ко всеобщему удивлению, все пустые сосуды оказались при этом вновь наполненными чистой родниковой водой. И всем стало ясно, что его слова о чудесном перенесении в Киев и о мгновенном возвращении с просфорой в Ростов не были плодом воображения блаженного, которого ангел Божий действительно восхитил, подобно святому Георгию, игумену горы Синайской (восхищенному из своей келлии в Иерусалим и возвращенному обратно после причащения Святых Христовых Тайн из рук Святейшего Патриарха Петра).


Современники блаженного Исидора, не раз убеждавшиеся на деле в осуществлении его предсказаний, называли святого «Твердисловом». Особенно ярким подтверждением правильности этого прозвища служит эпизод, когда блаженный Исидор явился в разгар брачного торжества по случаю венчания князя Саввы Оболенского и княжны Дарьи Лухов-ской и, подойдя к новобрачному, вручил ему собственноручно сплетенный венок из полевых цветов со словами: «Вот тебе, князь, и архиерейская шапка». Таинственный смысл сказанных слов удивил новобрачных и их гостей, однако неясность предсказаний святого вскоре всех успокоила. И все же поступок блаженного Исидора и его слова оказались свидетельством его прозорливости: спустя несколько месяцев после свадьбы молодая княгиня внезапно скончалась. Безутешный в своем горе, князь Оболенский оставил мир и после пострижения в монашество с именем Иоасаф удалился в Ферапонтов монастырь. Свое служение Богу святой Иоасаф завершил на архиерейской кафедре в сане архиепископа Ростовского (1489).


Блаженный Исидор получил откровение от Господа о своей кончине за несколько дней до смерти. Он мирно отошел к Господу в своей хворостяной келлии 14 мая 1474 года. Жители Ростова Великого были оповещены о его кончине удивительным благоуханием, внезапно разлившимся по всему городу. Некий прохожий, находившийся неподалеку от келлии святого угодника Божия, почувствовал благоухание, исходившее от его хижины. Когда он в нее вошел, то обнаружил святого Исидора, лежавшего на земле со сложенными крестообразно на груди руками, а лицо было устремленным горе.

 

Погребен святой на месте, где стояла его хижина, а над могилой вскоре был сооружен деревянный храм в честь Вознесения Господня.

Впоследствии, в 1566 году, на средства и по приказу Иоанна Грозного деревянный храм был заменен каменным. В 1770 году к храму был пристроен зимний придел во имя блаженного Исидора. Мощи святого почивали в этом приделе под спудом.


Блаженный Исидор почитался Русской Православной Церковью уже в XV веке. Царь Иоанн Грозный называл его одним из великих русских чудотворцев, благодаря молитвенному заступничеству которого в 1563 году был освобожден от поляков город Полоцк. В «Уставе церковных обрядов московского Успенского собора» (1636) написано: «Майя в 14 день Исидору Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средний».


«Иконописный Подлинник» дает следующее описание внешности святого угодника Божия: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодранна серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы».


Служба блаженному Исидору была составлена в то время, когда еще можно было опасаться «поганского нашествия», т. е., очевидно, вскоре после кончины святого. На Соборе 1547 года вопрос о составлении службы блаженному Исидору не обсуждался, следовательно, она уже была написана.


По свидетельству святителя Димитрия, митрополита Ростовского, по молитвам блаженного Исидора и после его кончины совершались чудесные исцеления людей, приходивших на его могилу с чистой верой и надеждой на помощь.



Ярославской (Печерской) иконы Божией Матери (1823)

 


Ярославская (Печерская) икона Божией Матери. В городе Ярославле мещанка Александра Добычкина 17 лет жестоко страдала душевной и физической болезнью.

 

В 1823 году ей было видение во сне: церковь с иконою Богоматери. И она решила отыскать в Ярославле виденные храм и икону. Этим храмом оказался храм в честь Происхождения честных древ Креста Господня, находившийся под колокольней архиерейского дома. Войдя в церковь, больная Александра увидела написанное на стене изображение Киево-Печерской Богоматери. С нею вдруг сделался сильный припадок, после которого наступило сначала облегчение, а затем и полное исцеление от тяжкой болезни. С того времени от этого образа стали источаться чудесные исцеления по молитвам к Пресвятой Богородице.



Теребенской иконы Божией Матери (1654)

 

 

Время прославления сей чудотворной иконы относится к 1654 году. Подлинный Теребинский образ Богоматери не сохранился до настоящего времени, а известная с таким именем икона Богородицы, находящаяся в Теребинском монастыре Тверской епархии, является только списком с подлинной иконы. Относительно последней предание говорит, что она была взята в новгородский собор св. Софии. На этой иконе Богоматерь изображается с поднятыми руками, в пояс, а руки Предвечного Младенца представлены распростертыми. Более подробных сведений о чудотворной иконе Теребинской не имеется.



Преподобный Серапион жил в V веке в Египте, назван Синдонитом, потому что носил лишь грубую льняную одежду, называемую синдоном.

 

С самой юности преподобный жил, как птица небесная, не имея пристанища, и по несколько дней не ел, не имея на что купить хлеба. Нищему, дрожавшему от холода, он отдал свой синдон, оставшись полунагим.

 

Один греческий философ, желая проверить нестяжательность преподобного, однажды дал преподобному золотую монету и стал наблюдать за ним. Святой пошел к хлебному торговцу, взял у него один хлеб, отдал торговцу золотую монету и удалился, не придавая значения стоимости монеты. Святой Серапион особым путем многих приводил на путь спасения.

 

Однажды он продал себя в рабство греческому актеру, которого хотел обратить ко Христу. Актер, пораженный примером святой жизни праведника, уверовал и крестился вместе со своей семьей. Он умолял святого Серапиона оставаться с ним уже не рабом, а наставником и другом, но преподобный удалился, не взяв предложенных ему денег.

 

Отправляясь в Рим, святой Серапион сел на корабль, но ничего не заплатил корабельщикам. Вначале они стали укорять его за это, но, заметив, что старец уже пятый день ничего не ест, стали питать его ради Бога и тем самым исполнили заповедь Господню. В Риме преподобный продолжал странствовать, переходя из дома в дом, не имея ничего, собирая лишь богатство духовное для себя и для ближнего своего.



Св. Матфея, иеромонаха Ярамского на Вятке (1927).
Сщмч. Петра пресвитера (1939).
Прп. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (1109).
Мч. Максима (ок. 250).
Прп. Серапиона Синдонита (V).
Свт. Леонтия, патриарха Иерусалимского (1175).
Новомч. Иоанна Болгарского (1802) (Греч.).
Новомч. Марка Критского, в Смирне (1643) (Греч.).
1-е открытие мощей свт. Тихона, еп. Задонского (1846).
Свт. Апрункула, еп. Клермонского, в Галлии (Галл.).
Cвв. мчч. Александра, Варвара и Аколифа (Греч.).
Св. Андрея, настоятеля Рафаельского (Тобольского) (1820).
 


<< 26 мая | 28 мая >>



Православные праздники и посты в 2025 году


20 апреля 2025 года - Светлое Христово Воскресение (Пасха)



Церковные многодневные посты

3 марта - 19 апреля 2025 г.
Великий пост

 

16 июня - 11 июля 2025 г.
Петров (Апостольский) пост

14 - 27 августа 2025 г.
Успенский пост

28 ноября 2025 г. - 6 января 2026 г.
Рождественский пост



Церковные однодневные посты

среда и пятница всего года,

за исключением сплошных седмиц и

Святок

18 января
Крещенский сочельник

11 сентября
Усекновение главы Иоанна Предтечи

27 сентября
Воздвижение Креста Господня


Сплошные седмицы

7-18 января -
Святки

10 - 15 февраля 2025 г.-
Мытаря и фарисея

24 февраля - 2 марта 2025 г. -
Сырная (Масленица)

21-26 апреля 2025 г. -
Пасхальная (Светлая)

8-14 июня 2025 г. -
Троицкая


 

Дни особого поминовения усопших
22 февраля 2025 г. -
Вселенская родительская суббота

15, 22 и 29 марта 2025 г.-
Субботы 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста

29 апреля 2025 г. -
Радоница

9 мая -
Поминовение усопших воинов

7 июня 2025 г. -
Суббота Троицкая

1 ноября 2025 г. -
Суббота Димитриевская


© 2008-2025 | Tamby.info | Обратная связь