День Святой
Троицы. Пятидесятница.
Этот праздник православной церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется в
пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье).
После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день
после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память
Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими
учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в
Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть, по-нашему -
девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного
ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные
языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились
Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных
языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди
Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу
опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на
праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках
воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие
уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и
креститесь во имя Иисуса Христа для прошения грехов; тогда и вы получите дар
Святого Духа»
Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около
трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие,
то есть Церковь Христова.
В день праздника Пятидесятницы
Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины... прииди и вселися в ны... Сегодня, сразу
после Божественной литургии, совершается вечерня в воспоминание сошествия на
святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются
коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости,
Духа разума и страха Божия (молитва коленопреклоненная после сугубой ектении).
Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а
также прежде усопшим отцам и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и
они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых... «зане ни един
есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть» (молитва
коленопреклоненная после «Сподоби, Господи, в вечер сей»).
Без благодати Духа Святого нет спасения, нет истинного христианства. Сам Господь
Иисус Христос неоднократно говорил, что для Его последователей необходим этот
Божий дар. Очень определенно сказал Он об этом в беседе с праведным Никодимом,
пришедшим к Нему узнать, что нужно делать, чтобы спастись. «Истинно, истинно
говорю тебе, - учил Никодима Господь, - если кто не родится свыше... от воды и
Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а
рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 3. 5-6). Смысл слов Спасителя ясен: если не
произошло духовного рождения, если не получены благодатные дары Духа Божия,
невозможно наследовать Царство Божие.
Но как можно стяжать благодать Святого Духа? Нужно прежде всего иметь искреннее,
сердечное желание, соединенное с твердой и непоколебимой верой. Нужно избегать
всякой неправды, греховной скверны и творить добро. Средства к стяжанию
благодати подаются в Церкви Божией, в святом храме, в церковных таинствах и
молитве.
Почему украшают храм на Троицу?
Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками,
цветами.
Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались
зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и
зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на
апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена
ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве,
поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.
А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией
человеческие души расцветают плодами добродетелей.
Леснинской
иконы Божией Матери (переходящие празднования в День
Святой Троицы).
Леснинская икона Божией
Матери была обнаружена в праздник Воздвижения Креста
Господня в 1683 году пастухом в ветвях грушевого дерева и
перенесена в ближайшую православную церковь деревни
Буковичей, недалеко от села Лесны.
Когда слава о чудесно явившейся
иконе разнеслась по всей окрестности, то католическое
духовенство решило использовать икону для распространения
католичества. Они силой отняли икону у жителей Буковичей в
1686 году и поставили в Леснинском костеле.
В начале ХVIII века монахи католического ордена основали в
Лесне большой костел и монастырь, в котором находилась
чудотворная икона. В 1863 году монахи ордена приняли участие
в польском восстании, и, по распоряжению русского
правительства, монастырь был закрыт и обращен в православный
приход. От иконы совершалось множество чудотворений.
Празднование Леснинской иконе Божией Матери совершается
также 8 сентября и в День Святой Троицы.
Апостолов от 70-ти Карпа и Алфея
(I)
Святой апостол Карп (из числа 70-ти) - ученик и спутник
святого апостола Павла. Во 2-м послании к Тимофею
апостол упоминает имя Карпа, в доме которого в Троаде он
оставил фелонь и книги (2 Тим. 4, 13). Зная Карпа как
человека добродетельного и обладавшего возвышенной чистотой
ума, апостол Павел поставил его епископом Берии Фракийской.
Апостол Карп ходил с проповедью Евангелия на остров Крит.
Здесь его посетил святой Дионисий Ареопагит (память 3
октября). В своих воспоминаниях Дионисий рассказывает о
чудесном видении апостолу Карпу.
Святой апостол Карп скончался мирно в Берии (по другим
источникам он принял мученическую, кончину в гонение
императора Нерона).
Великомученика Георгия Нового, пострадавшего от царя
Селима турецкого (1515)
Святой мученик Георгий Новый родился в знатной болгарской семье, жившей в
столице Болгарии городе Средце (ныне город София). Святой Георгий был
испрошен у Бога усердной молитвой его родителей, Иоанна и Марии, которые до
преклонных лет оставались бездетными. Младенца крестили во имя святого
великомученика Георгия (память 23 апреля). Юноша Георгий получил хорошее
образование, внимательно изучил Священное Писание, был благочестив и целомудрен.
Родители его скончались, когда Георгию исполнилось 25 лет. В то время Болгария
находилась под властью турок, которые насильно обращали христиан в
магометанство. Однажды несколько мусульман попытались обратить Георгия. Они
надели на голову святого талью, круглую шапочку, в которой мусульмане входят в
свои молитвенные дома. Но Георгий бросил талью на землю. Турки с побоями и
руганью повели мученика к своему правителю. Правитель был поражен мужественным
обликом и красотой лица святого Георгия и стал ласково убеждать его принять
магометанство, обещая всевозможные почести и богатство от султана Селима
(1512-1520). Но святой смело и твердо исповедал веру в Господа Иисуса Христа и
порицал заблуждения магометанства. Правитель в гневе приказал беспощадно избить
святого Георгия палками, но святой твердо держался в исповедании Христовой веры.
Правитель приказал усилить пытки.
Страстотерпец терпеливо переносил все страдания, призывая на помощь Господа
Иисуса Христа. Потом мученика повели по городу под барабанный бой с криками: "Не
ругай Магомета и не унижай веру мусульман". Наконец, посреди города разожгли
большой костер, чтобы сжечь святого Георгия, но он, ослабев от ран, упал на
землю. Еще живого его бросили в огонь, а сверху набросали трупы псов, чтобы
христиане не смогли потом найти останки мученика. Но внезапно полил сильный
дождь и погасил костер. С наступлением темноты место, где было брошено тело
мученика, озарилось ярким светом. Одному христианскому священнику позволили
взять честные останки мученика для погребения. Извещенный о случившемся,
митрополит Иеремия в сопровождении клира направился к месту казни. В погасшем
костре было найдено тело святого мученика Георгия и перенесено в храм святого
великомученика Георгия в городе Средце.
Обретение мощей преподобного Макария Калязинского
(1521)
Обретение мощей преподобного Макария Калязинского произошло 26 мая 1521 года.
Купец из города Дмитрова, Михаил Воронков, пожертвовал средства на строительство
каменной церкви, вместо обветшавшей деревянной, в Калязинском монастыре. Игумен
монастыря Иоасаф водрузил крест на месте, предназначенном для алтаря, и
благословил копать рвы под фундамент. Во время работ был обретен неразрушившийся
гроб, от которого исходило благоухание.
Игумен Иоасаф тотчас узнал гроб
основателя монастыря - преподобного Макария, преставившегося в 1483 году. Братия
монастыря и множество собравшегося народа совершили панихиду над перенесенным ко
храму гробом. С этого дня у нетленных мощей святого стали совершаться исцеления.
Об этом было сообщено Московскому митрополиту Даниилу (1522-1539), который
созвал в Москве Собор и, подробно рассмотрев свидетельства о святости
преподобного Макария, установил празднование новоявленному святому. Мощи были
торжественно перенесены в храм во Имя Святой Троицы. Феодосием из Твери была
составлена служба на обретение мощей. До 1547 года почитание святого Макария
совершалось только в его обители. На Московском Соборе 1547 года, при
митрополите Макарии (1543-1564), преподобный Макарий Калязинский был причислен к
лику святых, память его в числе других русских святых постановлено праздновать
по всей России.
Преподобный Макарий Калязинский (в миру Матфей) родился в 1400 году в селе
Грибково (Кожино) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожи. От юности он
стремился к монашеству, но по воле родителей женился. Через год скончались его
родители, а еще через три года преставилась и его супруга Елена. Не имея ничего,
что привязывало бы его к прежней жизни, Матфей постригся в иноки в Николаевском
Клобуковском монастыре. Из любви к уединению он оставил городскую обитель и
вместе с 7 иноками нашел место в 18 верстах от Кашина между двумя озерами вблизи
Волги. Здесь преподобный водрузил крест и основал уединенную пустынь. Боярин
Иван Коляга, которому принадлежали близлежащие земли, стал опасаться, что
возникнет иноческая обитель, которая начнет обрабатывать пустоши. Враг спасения
посеял в боярине такую злобу и ненависть к преподобному, что он решил убить
святого. Но неожиданно его свалила тяжелая болезнь. Страх близкой смерти
пробудил в боярине раскаяние. Больной Коляга велел нести себя к преподобному и у
его ног поведал о своем злом намерении и просил прощения. "Бог простит тебя", -
ответил смиренный подвижник. Желая загладить грех и стремясь помочь
преподобному, боярин отдал возникшей пустыни свои земли. Иноки воздвигли храм во
Имя Пресвятой Троицы. Распространившаяся молва об обращении боярина Коляги
привела к преподобному многих, жаждавших спасения. Надо было избрать игумена.
Преподобному Макарию было тогда уже не менее 53 лет, но он считал себя
недостойным этого сана и просил каждого из пришедших с ним старцев принять на
себя священство и игуменство. Лишь уступая общему желанию, преподобный был
посвящен во игумена Тверским епископом Моисеем.
К первому служению алтарю Божию новый игумен готовился долгой уединенной
молитвой, а потом приобщил всех братий Святых Таин. В сане игумена преподобный
Макарий трудился наравне со всеми иноками. Впоследствии в монастыре хранились 2
потира, дискос и 2 блюда, сделанные преподобным Макарием на токарном станке. Он
наставлял не только иноков, но и приходивших в обитель мирских людей, равно
относясь как к знатным, так и к простым. Несмотря на свое происхождение и звание
игумена, преподобный носил худую, покрытую заплатами одежду. В обращении и всем
укладе жизни преподобный Макарий был так прост, что высокомерный еретик,
князь-инок Вассиан, глумясь, называл его "калязинским мужиком". Сам преподобный
больше любил слышать о себе насмешки, чем похвалы. Он часто ходил по безмолвным
местам, чтобы наслаждаться желанным одиночеством на природе. Дикие звери,
чувствуя его кротость, иногда принимали от него пищу.
Духовный облик преподобного Макария был близок к духовному облику его
современника, преподобного Пафнутия Боровского († 1 мая 1477 года). Не случайно
ученик святого Пафнутия преподобный Иосиф Волоцкий († 9 сентября 1515) в 1478
году посетил преподобного Макария и записал его рассказ о себе: "Когда пришел я
на это место, - говорил преподобный Макарий Калязинский, - пришли со мной семь
старцев от монастыря Клобуковского. Они были так совершенны в добродетелях,
посте и иноческой жизни, что все братья приходили к ним принимать поучения и
пользу. Они же всех просвещали и учили полезному: живущих в добродетелях
утверждали, а уклонявшихся в бесчинство удерживали запрещением и не попускали
следовать своей воле". Смиренный игумен молчал лишь о своих подвигах. Но они не
укрылись от проницательного преподобного Иосифа. Провидя святость игумена, он
называл его блаженным и так отозвался о жизни монастыря: "Такое благоговение и
благочиние были в том монастыре, ибо все творилось согласно с отеческими и
общежительными преданиями, что даже великий старец Митрофан Бывальцев дивился.
Он тогда пришел от Святой Горы Афонской, где прожил 9 лет, и говорил братии:
"Напрасно и без успеха прошел я такой путь во Святую Гору мимо Калязинского
монастыря. Ибо могут спастись живущие в нем: здесь все творится подобно тому,
как в киновиях (общежительных монастырях) Святой Горы".
С тех пор, как преподобный Макарий поселился в пустыни, он не изменял своего
строгого правила до глубокой старости. Уже при жизни преподобный неоднократно
исцелил расслабленных и бесноватых. Преемником епископа Моисея по кафедре был
родной брат преподобного Макария епископ Геннадий (Кожин) (1460-1477).
Прославился святостью племянник преподобного Макария - преподобный Паисий
Угличский († 1504, память 8 января, 6 июня). В Калязинском монастыре хранился
сборник слов святителя Григория Богослова, переписанный им. Преставился
преподобный 17 марта 1483 года. По кончине на нем нашли тяжелые вериги, о
которых до этого ничего не знали. Нетленные мощи преподобного Макария были
обретены 26 мая 1521 года при копании рвов для нового храма. Собор 1547 года
установил ему повсеместное празднование.
Мучеников Аверкия и Елены (I)
Святые мученики Аверкий и Елена, по преданию, были детьми святого
апостола Алфея. За исповедание веры в Иисуса Христа святой Аверкий
был привязан нагим среди пчельника и мученически скончался от укусов
пчел. Сестра его, святая Елена, была побита камнями.
Селигерской-Владимирской иконы Божией Матери.
Икона Божией Матери Селигерская-Владимирская была принесена в ХVI
веке преподобным Нилом Столобенским (память 7 декабря и 27 мая) на
остров Селигер, где святой подвизался и основал общежительную пустынь.
Празднование чудотворному образу Божией Матери совершается также 20
декабря (7 декабря по ст.ст.).
Прп.
Иоанна Психаита исп. Константинопольского (IX).
Новомуч. Александра Солунского (1794) (Греч.).
Свт. Августина Кентерберийского, благовестника
Английского (605) (Кельт. и Брит.).
Новосщмчч. Милана Бониака и Милана Голубовича Дрварских в
Сербии (1941-1945).